КРАВЧЕНКО ПОЛИНА ВЛАДИМИРОВНА (Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, Российская Федерация). Новый медиум создания художественных выставок — диджитал кураторство
POLINA KRAVCHENKO (Manege Central Exhibition Hall, Russian Federation). New Medium for Creating Art Exhibitions — Digital Curating
Дистанция между цифровой и реальной жизнью продолжает исчезать, и нигде это не проявляется так очевидно, как в искусстве. В современной цифровой культуре слово «курирование» используется для описания почти всех процессов отбора или организации процессов в интернете. Это противоречит традиционным представлениям о кураторах в изобразительном искусстве или музейных учреждениях как о тех, кто организует выставки и заботится об экспонатах. В последние годы появился ряд цифровых кураторов, которые начали применять новые медиа-методы, соединяя их с традиционными представлениям о кураторстве: Пита Арреола, Стейси Дэвидсон, Дорин Риос, Леа Беферман и Мэттью Харви, группа Keiken, Дрю Никонович, Алиса Сычёва и др. Объединяя независимые цифровые кураторские проекты на специализированных веб-площадках (Clusterduck, offspace.xyz, Off Site Project, Parallelograms, LocalHost Gallery, Kz gallery и др.) или в социальных сетях, эти кураторы создают новые виды культурных продуктов, которые расшатывают устоявшиеся иерархии мира искусства.
Цифровые кураторы манипулируют уникальной материальностью цифровых технологий, чтобы изменить представления о том, какими могут быть арт-объекты, и создать новые виды феноменологического художественного опыта. Институции не являются полностью устаревшими в нашей нынешней парадигме цифровой визуальной культуры. Цифровые кураторы доказали, что можно использовать сетевые возможности, чтобы получить доступ к ранее недоступным художественным и музейным мирам.
Цифровой ландшафт меняет способы художественного выражения, повествования, коммуникации, и человеческое взаимодействие. Растущее использование цифровых инструментов и технологий в искусстве резко трансформирует традиционную кураторскую практику и расширяет архивную, так что мы переходим от модели управления доступом к открытой модели. По мере того, как мы погружаемся в цифровой мир, где любой, у кого есть смартфон, может быть цифровым куратором и управлять различными интернет-сервисами, в частности, например, Behance (для онлайн-портфолио), художники могут свободно взаимодействовать со своей аудиторией, используя в своих интересах краудсорсинг, «лайки», чат, блоги, игры и электронную почту.
Куратор – специалист, отбирающий, организовывающий и представляющий искусство, он обладает авторским почерком, биографией, видением, «сенсорикой». Куратор-художник, независимый куратор, куратор-ученый, куратор-администратор — каждый из из этих типов в XXI веке способен воплотиться в новом медиа. Цифровая практика контролируется доступностью цифрового материала. Одной из специфических возможностей является способность куратора к простой и почти безграничной передаче материала.
Цифровое курирование имеет антропологическое значение не только потому, что природа предметов искусства и артефактов меняется, но также благодаря новым способам отображения, впервые примененным цифровыми кураторами, изменяющими визуальную культуру. В данном докладе я надеюсь продемонстрировать, как цифровая материальность реструктурируют отношения между куратором, художником и традиционными институтами, какими компетенциями должен обладать диджитал-куратор на примере выставочных проектов, которые существуют только онлайн.
куратор, цифровой куратор, цифровое искусство
curator, digital curator, digital art