ВЕНКОВА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Российская Федерация). Арт-медиация: педагогический импульс
ALINA VENKOVA (Herzen State Pedagogical University of Russia, Russian Federation). Art Mediation: Pedagogical Impulse
Арт-медиация представляет собой одну из наиболее активно развивающихся форм взаимодействия всех участников процесса создания и восприятия произведений искусства. Это касается как традиционных форм выставочной деятельности в музеях и на специализированных площадках, так и недавно появившихся практик партиципации и интервенцианизма. От традиционной экскурсионной и образовательной деятельности медиацию отличает особый ракурс взаимодействия публики с произведениями искусства, нацеленный на индивидуальное эвристическое постижение смысла, обретение нового опыта не только рациональным, но и телесно-аффективным путем.
В данном докладе показана генеалогия педагогических практик, положенных в основу современных форм арт-медиации. Основными течениями, оказавшими воздействие на становление арт-медиации как педагогической и партиципаторной деятельности, являются «педагогика участия» и «критическая педагогика».
В педагогике участия следует начать с «инструментальной педагогики» Д. Дьюи, сформулировавшего и опробовавшего такие важные слагаемые арт-медиации как партиципаторный характер обучения, основанный на формировании опыта в практиках включения, средовой подход и опору на опыт как основу обучения и эстетической деятельности. Далее эти идеи находят воплощение в реляционной эстетике Н. Буррио с его идеями реляционной формы, соприсутствия и доступности, транзитивности культурного объекта и микропрактик сотрудничества; концепции партиципации К. Бишоп, основанной на принципах социального поворота, комьюнити-арта, делегированного перформанса, педагогических проектах и практике общих дел. Данный комплекс идей реализован Н. Саймон в проекте партиципаторного музея.
Социально ангажированная арт-медиация в большей степени опирается на идеи критической педагогики, соединяющей педагогический импульс с тезисами критической теории и социальной критики. Эта ветвь представлена такими авторами как А. Жиру (директивное знание, язык критики), П. Макларен (микроцели, эмансипирующее и релятивизирующее знание, критическая грамотность, язык возможного), М. Барбер (обучающая игра), П. Фрейре (диалогизм, консайентизация, генеративные темы, теория диалогической деятельности с ее характерными чертами — сотрудничеством, единством, организацией и культурным синтезом). Сформулированная П. Фрейре ситуативная педагогика находит воплощение в развитии партиципаторного искусства и арт-медиации в работах художников, начиная с 1970-х годов ХХ века.
Примерами медиаций, осуществленными самими художниками, служат такие проекты как: Й. Бойс (Documenta 5: Бюро прямой демократии, 1972; Свободный международный университет творчества и междисциплинарных исследований (1972–1988); Documenta 6: 100 дней свободного международного университета, 1977), И. Рогофф, А. Ноллерт (A.C.A.D.E.M.Y. Учась у музея. 16 сентября — 26 ноября 2006, Эйндховен, Музей ван Аббе), А. Жмиевский («По следам Баухауса», Ливерпуль, Временная художественная школа, 2010; 7-я Биеннале современного искусства в Берлине, 27 апреля — 1 июля 2012), группа microsillons (Проект «Утопия и повседневность — между искусством и образованием», Центр современного искусства, Женева, ноябрь 2009 — март 2010), Р. Тиравания («Помечтаем под одним небом?», 2015), Ш. ЛаБаф, Н. Сяде Рёнккё и Л. Тернер (#ELEVATE, Клуб дебатов Oxford Union, 19–20 февраля 2016, Оксфорд), Т. Сегал (Сконструированные ситуации, «V-A-C Live: Тино Сегал», Москва, 2016). В отечественной практике подобный опыт партиципаторной медиации находит достаточно широкое воплощение, примерами могут служить проекты «Школы вовлеченного искусства» группы «Что делать» (2015–2020, Санкт-Петербург), а также опыт коллективного кураторство и медиации Л. Лернер, Т. Шишовой, Л. Воронковой в рамках выставки «Если твой утюг сломался» (19 апреля — 14 мая 2019, Санкт-Петербург, Kunsthalle Nummer Seiben).
Арт-медиация, партиципация, реляционная эстетика, педагогика участия, инструментальная педагогика, критическая педагогика, ситуативная педагогика
Art mediation, participation, relational aesthetics, participation pedagogy, instrumental pedagogy, critical pedagogy, situational pedagogy