ВАНЬКОВИЧ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация). Стилистическая эволюция «русского национального» направления в дамском костюме (конец XVIII — начало XXI века)

SVETLANA VAN’KOVICH (Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russian Federation). The Stylistic Evolution of the “Russian National” Trend in Women’s Court Costume (Late 18th – Early 21st Centuries)

Мода всегда откликалась на значимые исторические события и своевременно отражала их в костюме. С последних десятилетий XVIII столетия в русском искусстве наблюдались активные поиски «национального стиля». Придворный дамский наряд оказался в определенном смысле зеркалом, демонстрирующим это состояние.

Первые проявления «русского национального стиля» в одежде привилегированных сословий мы наблюдаем в эпоху царствования Екатерины II. Однако до правления Николая I при российском дворе в течение длительного периода не существовало устоявшегося канона придворного женского платья. Его силуэт, крой, цвет и характер отделки соответствовали существующей европейской моде, сильное влияние на которую оказывала Франция. Уже в первые годы правления Николая I было принято несколько указов, строго регламентирующих внешний вид придворного женского костюма.

Согласно новому утвержденному указу 1834 года, вошедшего в Свод законов Российской империи и просуществовавшему вплоть до 1917 года, парадный женский костюм представлял собой наряд, инспирированный эстетическим идеалом красоты боярских одежд XVII века. Придворный костюм был строго канонизирован, но в процессе развития европейских тенденций моды дамская форменная парадная одежда, решенная в «национальном стиле», постепенно претерпевала определенные изменения, не отвергая общую концепцию в создании «русского образа». Первоначально этот процесс наблюдался, прежде всего, в изменении отделочных деталей и аксессуаров.

Эволюционируя во времени, на протяжении XIX века все чаще нарушался принятый канон: менялся силуэт дамского платья и его покрой, стали использоваться другие ткани, цветовая гамма также соответствовала современным трендам европейской моды. Это явление было очевидным, но, тем не менее, парадный женский костюм для особых мероприятий при российском дворе сохранял оригинальные черты самобытности.

Проблема национального своеобразия в искусстве вообще и в отечественной моде, в частности, была необычайно актуальна как на протяжении всего XIX века, так и в первые годы ХХ столетия. Поэтому до известных событий 1917 года придворное дамское платье являлось уникальным видом декоративно-прикладного искусства, лучшие образцы которого хранятся в крупнейших собраниях отечественных и зарубежных музеев.

Проблема возрождения национальных традиций в отечественной моде была значительной и в советский период. Ее реализация была связана с идеологическими установками и воплощалась достаточно своеобразно. Пересекались элементы русского народного костюма и традиционные национальные черты. Акцентировались фрагменты, так называемой брендовой, сувенирной тематики. На примере разработок коллекций крупнейших Домов моделей (ОДМО, ЛДМО) можно проследить эту тенденцию.

В современной российской моде эволюция национальной темы в костюме остается также актуальной. В творчестве отдельных модельеров мы наблюдаем очевидные успехи в решении этой проблемы, что является неоспоримым фактом идентификации российской культуры в контексте проявления глобализации вообще, и в индустрии современной моды, в частности.

придворный дамский костюм, декоративно-прикладное искусство России, история моды, национальный стиль, русский образ

women’s court costume, Russian decorative art, fashion history, national style, Russian image