ПЕТРУШИХИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация). Осмысление понятия телесности современными представителями феноменологии архитектуры

Svetlana Petrushikhina (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). The Reflexion on the Concept of Embodiment in Contemporary Architectural Phenomenology

Феноменология архитектуры оставляет в стороне вопросы стиля и функциональных критериев зданий, выводя на первый план отношения между человеком, сооружением и обусловливающим их контекстом. В рамках данного направления существует ряд концепций. Под влиянием трудов М. Хайдеггера теоретик архитектуры К. Норберг-Шульц развивал концепции «экзистенциального пространства» и «гения места», Д. Веселы сформулировал тезис о «кризисе репрезентации» в русле идей Э. Гуссерля, а более молодое поколение архитекторов сконцентрировалось на вопросах восприятия зданий. Знакомство с работами М. Мерло-Понти и теорией гештальта обусловило интерес архитекторов к таким концептам, как «переплетение», «хиазм», а также к понятию телесности. Многие из этих концепций хорошо изучены и отрефлексированы в зарубежной литературе. Однако проблеме телесности в феноменологии архитектуры не было уделено должного внимания.

Значение телесности как ключевого фактора архитектурного творчества было осмыслено ещё на заре становления феноменологии архитектуры. В большинстве работ отчётливо артикулируется идея о том, что тело, его перцепция и генерируемые в нем переживания выступают основным источником в восприятии архитектурной образности.

Д. Веселы писал, что тело является тем абсолютом, в соответствии с которым субъект конституирует целостный образ окружающего пространства. Эта способность является свидетельством вовлеченности тела в окружающий мир. Рассуждая о телесности, Д. Веселы вводит понятие «телесной схемы». Данное понятие обозначает пространственное и временное единство сенсорно-моторных переживаний, которые предшествуют какому-либо синтезу или координации движения и опыта.

А. Перес-Гомес утверждает, что восприятие является первичной формой знания, которая существует неразрывно от априорной структуры тела и его вовлеченности в мир. Он пишет, что наше собственное тело является местом формирования всех представлений о мире. Оно не только занимает пространство, но и само наделено «пространственностью» и «темпоральностью». Тело обладает собственным измерением. Через движение оно поляризует внешнюю реальность и становится нашим инструментом её осмысления. Его опыт, соответственно, является «гео-метрическим». Расширение данной «геометрии опыта» за пределы телесной пространственности составляет прорыв в проектировании сооружений, предлагая решения, резонирующие с самим телом.

Понимание телесности у Ю. Палласмаа и С. Холла также базируется на идеях М. Мерло-Понти. Они говорят о том, что тело не существует отдельно от пространства, как и пространство неразрывно связано с воспринимающим его субъектом. Ощущения, получаемые телом через органы чувств, объединяются в одно целостное переживание. Качественные характеристики пространства — длина, ширина, цвет, глубина — определяются исключительно органами чувств реципиента, то есть, через его тело.

Таким образом представители феноменологического направления в теории архитектуры подчеркивают особую роль телесности в проектировании и восприятии архитектурных сооружений.

телесность, феноменология архитектуры, теория архитектуры, Альберто Перес-Гомес, Юхани Палласмаа, Далибор Веселы

embodiment, architectural phenomenology, theory of architecture, Alberto Perez-Gomez, Juhani Pallasmaa, Dalibor Vesely