ОЛЕЙНИК МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (Центральный военно-морской музей, Российская Федерация). Художественная практика во время вооруженных действий

MARIA OLEYNIK (Central Naval Museum, Russian Federation). Artistic Practice in Times of Armed Action

Традиция присутствия художников на войне была весьма развита в Российской империи, а позже в Советской России и в СССР. При Главном морском штабе, занимавшемся сбором и обобщением сведений о флотах, как об отечественном, так и об иностранных, в XIX веке впервые появилась должность — художник. Это знаменитые маринисты И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, Л. Д. Блинов и т.д. Одним из ведущих баталистов своего времени по праву считается В. В. Верещагин, особенно выделяется его «Балканская серия», посвященная Русско-турецкой войне1877–1878 гг. Художественный корреспондент И. A. Владимиров работал на фронтах Русско-японской войны 1904–1905 гг., балканской кампании 1912–1913 гг. и Первой мировой войны 1914–1918 гг. В Советском Союзе основополагающим художественным стилем к 1930 г. стал социалистический реализм, в 1932 г. был создан Союз художников, а в 1934 г. по приказу К. Е. Ворошилова основана изомастерская М. Б. Грекова, ставшая впоследствии профессиональной студией художников-баталистов.

Художественная фиксация войн была продолжена и в самую ожесточенную войну — Великую Отечественную. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» был провозглашен И. В. Сталиным уже 3 июля 1941 г. на IV пленуме ЦК Всесоюзного профессионального союза работников искусств (РАБИС). 23 июня 1941 г. были выдвинуты требования для всех учреждений культуры: участие в организации художественных бригад для обслуживания фронта. Этюды и рисунки выполненных на фронтах и флотах в 1941–1945 гг. и сегодня являются «художественными документами» огненных лет войны.

Труд художников на войне стал «зеркалом», отразившим в этюдах и рисунках действительное положение дел на фронте и флоте. Для выполнения подобных рисунков не имело значения образование это мог быть матрос, самодеятельный художником или же профессиональный мастер, служащий в фронтовой или агитационной бригаде. Военные художники С.С. Боим, Б.И. Пророков, Ю.М. Непринцев, А.В. Трескин, А.А. Меркулов, К.Д. Дорохов, Л.В. Сойфертис и многих другие в годы Великой Отечественной войны служили при Главном управлении политической пропаганды ВМФ. В задачи художников входило отображение реалий войны, а также выпуск плакатов и иллюстраций для газет, посвященных событиям на фронтах и флотах.

Анализируя графику 1941–1945 гг. приходит осознание ценности всего живого, где, не смотря на все страшные реалии военного времени для художника главной задачей становится донести до зрителя красоту мира. Поэтому рисунки 1941–1945 гг. сейчас обращают нас к памяти о военных буднях. Воззвание к памяти о военных событиях, к памяти о погибших. Именно война дала настоящую, одну на всех общую победу. Рядом с победными маршами тихо, проникновенно звучали стихи и песни об уходящих на войну подростках, о солдатах и моряках, не вернувшихся домой, и об их обреченных на вечное ожидание матерей и жен. Горестный лиризм сменяется улыбками победителей на многочисленных портретах, где уделено пристальное внимание к индивидуальным характерам и судьбам.

Айвазовский, Боголюбов, Верещагин, Боим, Пророков, Непринцев, Трескин,Меркулов, Дорохов, Сойфертис, Ершов, Кротков, графика, Великая Отечественная война, художественный документ, военные будни, память

Aivazovsky, Bogolyubov, Vereshchagin, Boim, Prorokov, Neprintsev, Treskin, Merkulov, Dorokhov, Soifertis, Yershov, Krotkov, graphics, the Great Patriotic war, art document, military everyday life, memory