ВОЗВЫШАЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Реновация Лондона. Новаторская архитектура в контексте исторической застройки

TATIANA VOZVYSHAEVA (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). Renovation of London. Innovative Architecture in the Context of Historical Development

Здание Ллойд в Лондоне стало вторым после парижского Центра Помпиду масштабным новаторским сооружением, вторгшимся в историческую среду мегаполиса. Появление этого сооружения обозначило начало сразу нескольких процессов:

— обсуждения уместности современной механоморфной стилистики архитектуры в центре лондонского Сити;

— разработки и строительства в городе новых суперсовременных сооружений с использованием передовых технологий;

— осознания необходимости комплексного подхода для решения архитектурно-планировочных проблем Лондона с его серьезными транспортными, социальными, экологическими проблемами и значительными территориями заброшенных депрессивных районов.

 Анализ осуществленных в Лондоне в 1986–2019 годы работ Р. Роджерса, Н. Фостера, Н .Гримшоу, имеет целью показать степень продуманности, эстетичности и, в конечном счете, уместности их построек в исторической городской среде. Среди наиболее значимых: здания компаний Ллойд и Лиденхолл в деловом центре Сити, здание информационного центра Рейтер близ лондонского Тауэра, здание 4 канала телевидения неподалеку от Вестминстера, жилые комплексы Нео Бэнксайд, Мерано и Риверлайт на Южном берегу Темзы — архитектора Р.Роджерса, здание лондонской мэрии Сити Холл рядом с мостом Тауэр, здание компании Свисс-ре в центре Сити, реконструкция здания Британского музея и пешеходный мост Миллениум, ведущий от Собора Святого Павла к галерее Тэйт Модерн — архитектора Н.Фостера; вокзал Евростар — расширение вокзала Ватерлоо — архитектора Н.Гримшоу.

 Автор здания Ллойд, Р.Роджерс, сегодня получил мировое признание. В многочисленных публикациях он продолжает развивать свои сформировавшиеся еще в начале творческого пути концепции «жизнестроительных « возможностей архитектуры и реализовывать их на практике. Хотя стилистика его сооружений стала более адаптивной к средовому контексту, главным для него остаются вопросы этики, а не эстетики. Он уверен в том, что современные технологии способны сделать архитектуру менее затратной, более доступной и гуманной. Такая архитектура, сберегающая энергоресурсы и экологию, основанная на серьёзных предпроектных исследованиях с привлечением специалистов самого широкого профиля, может сделать жизнь людей намного более удобной и приятной.

 В последние годы Роджерс занимается реализацией собственных концепций так называемого «дружелюбного» города, предполагающих демократизацию городских пространств и строительство социально ориентированных жилых комплексов на территориях бывших лондонских доков и заброшенных промзон. Он приверженец идеи реновации на основе модели «плотного города», ограничивающей его «расползание» в защитные зеленые зоны пригородов. Всё это представляется сегодня актуальным не только для Лондона, но и для любого другого современного мегаполиса, как с точки зрения архитектуроведения, так и для осмысления в практическом плане.

Реновация, историеск, архитектура высоких технологий, Р. Роджерс, Н. Фостер, Н. Гримшоу, историческая городская среда

Renovation of London, architecture high-tech, R. Rogers, N. Foster, N. Grimshow, historic urban environment