АНТОНОВА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Монументально-декоративные произведения 1960–80-х годов. Формальная и фактическая свобода советского художника-монументалиста
ALEKSANDRA ANTONOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Monumental and Decorative Works of 1960–80s. Formal and Actual Freedom of the Soviet Artist
Деятельность советских монументалистов второй половины ХХ века давно уже не трактуется как исключительно официальная, политизированная и наполненная только идеологическим содержанием. В последнее время усиливается интерес к художественным явлениям того времени в том числе и к монументально-декоративным произведениям. Практически полувековая временная дистанция позволяет взглянуть на них более объективно и выявить тенденции общие, характерные для искусства того периода без деления последнего на официальное и неофициальное. Работы Б.П. Милюкова, Л.Г. Полищука и С.И. Щербининой, В.А. Бубнова, Г.А. Грибина и других были новаторскими и для своего времени могли считаться так называемым актуальным искусством. Этому способствовало постоянное экспериментирование с различными техниками и материалами: сочетание приемов древнего ремесла с новейшими технологиями, объединение видов искусства — распространенный пример — скульптура с мозаикой или росписью, включение знаковой символики и графических элементов в живопись и прочие опыты.
Основная доля критической и аналитической литературы по данной теме относится к тому же времени. Но, во-первых, далеко не все произведения были исследованы — некоторые по причине крайне неоднозначного к ним отношения (и эти, как правило, самые интересные), другие по региональной удаленности от ведущих искусствоведов, во-вторых, небезынтересно проанализировать известные работы с позиций сегодняшнего дня. В оригинальных пластических решениях мозаик и скульптур можно проследить обращение и к наследию русского авангарда, и «суровый стиль» и жизнеутверждающую эстетику «семидесятников». Но не только обращение к традициям в условиях поиска новых форм отличает их. Их наполняют ирония, подчас скрытый философский смысл и дерзостная фантазия художника.
Монументально-декоративное искусство, советский период, художник-монументалист, рельеф, мозаика
Monumental decorative art, the Soviet period, muralist, relief, mosaic