ОТДЕЛЬНОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА (Ассоциация искусствоведов, Российская Федерация). Андрей Рублев и художники 1960-х годов. К вопросу о понятии «московская школа живописи»

VERA OTDELNOVA (The Association of Art Critics, Russian Federation). Andrey Rublev and Soviet Artists of The 1960s. A Note on a Concept of “Moscow School of Painting”

1960-е годы в СССР были временем особого интереса к русской иконе. Это десятилетие началось с празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева и открытия для публики музея древнерусского искусства в Спасо-Андрониковом монастыре. Интерес к художественному наследию Древней Руси нашел отражение в литературе (В. Тендряков, В.Солоухин), кинематографии (А. Тарковский), мультипликации (Ю. Норштейн) и изобразительном искусстве.

В 1961 году московский художник и реставратор Николай Чернышев начал работу над серией портретов древнерусских иконописцев. Эту серию он назвал «Мастера московской школы». За 10 лет были написаны два портрета Андрея Рублева и Даниила Черного, портреты Дионисия и Алипия Печерского. Художник писал в своем дневнике в 1966 году: «Задача моей жизни — найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, неорганическое. Но создать живое, гармоническое искусство наших дней».

Понятие «московская школа», вынесенное Чернышевым в заглавие цикла портретов, часто употребляется в архивных документах 1960-х годов, как личных (дневники художников), так и общественных (стенограммы дискуссий в Московском отделении Союза художников). В это время оно нередко связывается с искусством Древней Руси и, прежде всего, с именем Андрея Рублева. Именно в работах Рублева московские художники 60-х стремились найти черты, характерные, как им казалось, для всего русского искусства последующих веков. На его работы они ориентировались как на образец в своем творчестве.

В данном докладе решается две задачи. Во-первых, на основе архивных документов выясняется, как именно художники 1960-х определяли ценность древнерусского наследия и его актуальность для советского искусства. Во-вторых, на примере живописных работ таких художников, как Дмитрий Жилинский, Юрий Павлов, Виктор Попков, Иван Сандырев, Ирина Старженецкая, показывается, каким образом эти рассуждения были воплощены в искусстве 1960-х годов.

Советская живопись, 1960-е годы, Николай Чернышев, теория Фаворского, московская школа живописи, Андрей Рублев

Soviet painting, 1960s, Nikolay Chernyshev, art theory of Favorsky, Moscow school of painting, Andrey Rublev