БАСС ВАДИМ ГРИГОРЬЕВИЧ (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская Федерация). Американская архитектура для советского зрителя: от экспозиции 1965 г. “Modern architecture. U.S.A.” (MoMA) к выставке «Архитектура США»

VADIM BASS (European University at Saint-Petersburg, Russian Federation). American Architecture for the Soviet Audience in 1965: from ‘Modern architecture. U.S.A.’ Exposition at MoMA to ‘Arkhitektura SShA’ Traveling Exhibition (USSR)

Контакты с США имели большое значение для истории советской архитектуры. Можно упомянуть и роль американских фирм в индустриализации СССР, и командировки советских архитекторов 1930-х в США для изучения высотного строительства, и взаимодействия военного времени и послесталинской эпохи. Одним из главных эпизодов этих контактов была выставка «Архитектура США», показанная в 1965 году в Ленинграде, Москве и Минске. Экспозиция сыграла очень важную роль в знакомстве советской публики и профессионалов с американской архитектурой и в утверждении моды на нее. Эта мода распространилась не только на Интернациональный стиль, но и творчество, напр., Луиса Кана или Пола Рудолфа (эти архитекторы не только были представлены на выставке, но и приезжали в СССР с лекциями — как и Роберт Вентури или теоретик и историк зодчества Винсент Скалли). Каталог выставки стал популярным источником информации о западной архитектуре и едва ли не непременной принадлежностью домашних библиотек.

«Архитектура США» представляла собой передвижную экспозицию, подготовленную куратором архитектурного отдела МоМА Артуром Дрекслером по заказу USIA — Информационного агентства США. В том же мае 1965 в МоМА открылась «материнская» выставка ‘Modern architecture. U.S.A.’. Фактически «Архитектура США» была ее версией, специально сконструированной в расчете на советского зрителя. Политический и культурный контекст ленинградской экспозиции проанализирован в публикациях О. Якушенко. Однако существует также обширный архивный материал, позволяющий пролить свет на подготовку этой выставки на американской стороне.

Доклад построен на документах из архива МоМА, посвященных нью-йоркской выставке и ее советской версии. Эти источники включают переписку куратора, в т. ч. материалы контрактов на разработку передвижной экспозиции между USIA и Артуром Дрекслером, сведения по производству. Мы рассмотрим документы (в т. ч. кураторские черновики), которые демонстрируют отбор архитектурных объектов для представления советскому зрителю, иллюстрируют процесс работы над структурой выставки, содержанием, дизайном, сопроводительными текстами.

Основной вопрос, поставленный в этом докладе, — как образ современной американской архитектуры для советской аудитории отличался от такового для «своего» зрителя. Какие постройки, типы зданий, конструктивные особенности, формальные и стилистические тенденции куратор и организаторы выставки стремились подчеркнуть, а чем можно было пренебречь? Как создавался образ американской архитектуры как сферы индустрии и отрасли искусства, как выставка демонстрировала актуальную социальную проблематику, историю и современность американского зодчества?

Знакомство советских людей с американской архитектурой на выставке имело и политические последствия. В заключительной части доклада будут приведены примеры того, как антимодернистский дискурс второй половины 1960-начала 1970-х прямо строится на обвинении, напр., новых ленинградских построек в подражании «провинциальным американским зданиям» и «банкам в Сан-Франциско». Антизападная и антиамериканская риторика была характерна для движения в защиту архитектурных памятников в его ленинградской версии, и здесь источником аргументов были как раз образы с выставки 1965 года.

Архитектура США, архитектурная выставка, MoMA, архитектурный модернизм в СССР, международный контекст советской архитектуры

American architecture, architectural exhibition, MoMA, Soviet modernism, international context of Soviet architecture