ЯШКИНА МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Японская авангардная графика ХХ века глазами советского исследователя. А.С. Коломиец об Онти Косиро

MARIA YASHKINA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Japanese Avant-Garde Graphics of the 20th Century through the Eyes of a Soviet Researcher. A.S. Kolomiets about the Artist Onchi Koshiro

С середины 1930-х годов художественные явления, не соответствовавшие стандартам общепринятой реалистической изобразительной модели, причислялись к порицаемому в СССР формализму. Однако при этом среди ученых, находились и те, кто, несмотря на критическое отношение к современным западным течениям, выбирали именно их как свой основной объект исследования. Но каким представало в их трудах современное искусство при жесткой цензуре и господстве совершенно иных изобразительных эталонов? Кроме того, возникает вопрос, каким образом исследователи интерпретировали в своих текстах современное искусство тех стран, чей изобразительный язык в основе своей отличался от европейской изобразительной специфики?

 Советский японовед-искусствовед Алла Сергеевна Коломиец (1924–1976) сыграла ключевую роль в изучении современной японской графики в СССР. Её монография «Современная гравюра Японии и ее мастера» (М.: Изобразительное искусство, 1974. с. 384) стала первым и последним фундаментальным исследованием в русскоязычном искусствознании по этой теме.

Работа А. С. Коломиец до сих пор активно используется российскими исследователями и студентами, но насколько адекватно сейчас звучат её характеристики? Поэтому цель данного исследования, дать ответ на вопрос, можем ли мы им доверять, учитывая идеологические требования советской цензуры, насколько они точны и как соотносятся с характеристиками данными Онти Косиро исследователями западных стран?

Анализ будет проведён на примере текста А. С. Коломиец о творчестве «отца японского авангарда в графике» Онти Косиро (1891–1955). При анализе текста используется комплексная методология работы с текстом (сравнение с текстами зарубежных исследователей по этой теме) и с изображением (для выявления степени корректности описания и характеристик Коломиец); для определения особенности подачи темы, сложившейся в определенных историко-культурных условиях, в работе так же используется дискурсивный анализ.

советское искусствознание, советское японоведение, японская графика ХХ века, японская авангардная графика, Онти Косиро, А.С. Коломиец

Soviet art criticism, Soviet japanology, 20th century Japanese woodblock prints, Japanese avant-garde graphics, Onchi Koshiro, Alla Kolomiets