ВАНЕЯН ЕЛИЗАВЕТА СТЕПАНОВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). «Живые образы» против «обмирщения»: альтернативные интерпретации стиля японской скульптуры эпохи Камакура

ELIZAVETA VANEIAN (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). “Living Images” versus “Secularization”: Alternative Interpretations of Japanese Sculpture of Kamakura Period

В названиях новейших монографий и статей о буддийской скульптуре вновь и вновь появляется словосочетание «живые образы». Тема «одушевленности» статуй в буддизме в целом и японском буддизме в частности привлекли внимание исследователей, в первую очередь англоязычных, уже начиная с 1990-х годов. По следам международных конференций, написано множество коллективных монографий, посвященных изображениям в религиях Азии. Благодаря комплексному, междисциплинарному подходу исследователям удается более точно и объемно представить бытование культовых изображений на Востоке. Самая важная особенность этих новейших исследований в переносе внимание именно на существование культовых изображений в конкретных контекстах: религиозных, социальных и т.д. Кроме того, исследователи подчеркивают, что понимание материального мира в буддизме принципиально иное, чем в европейских культурах. Концептуальной базой многих из этих исследований являются антропология искусства А. Гелла.

В свете этих новых исследований хотелось бы пересмотреть некоторые оценки скульптуры периода Камакура (1185–1333), которые встречаются у русских искусствоведов. В целом, памятники этого периода отличаются динамизмом, натуроподобием и характерностью. И у Н.А. Виноградовой, и у Ю.Л. Кужеля в связи с этим периодом возникают понятия «близости народу» и «обмирщения». Оба исследователя пишут о невероятной силе этих образов, но в качестве причин такого «мирского» и экспрессивного облика называют вкусы новой правящей элиты, общий дух эпохи. Однако в согласии с упомянутыми трудами иноязычных исследователей, следует отметить, что в контексте веры в статуи, как в «живых будд», наделение скульптур натуроподобными чертами носит сугубо культовый характер. Это подтверждает и практика вложений, распространившаяся именно в этот период.

Таким образом, в докладе предлагается рассмотреть новые подходы в исследованиях японской буддийской скульптуры и уточнить в соответствии с ними некоторые концепции, встречающиеся в русскоязычной историографии, а именно на основании следующих работ:

  • Виноградова Н. А. Скульптура Японии III — XIV вв. М., 1981
  • Кужель Ю.Л. XII веков японской скульптуры. М.: Прогресс-Традиция, 2017
  • Horton S.J. Living Buddhist Statues in Early Medieval and Modern Japan. New York, 2007
  • Rambelli F. Buddhist Materiality: A Cultural History of Objects in Japanese Buddhism. Stanford University Press, Stanford, 2007
  • Wang M.C. Early Chinese Buddhist Sculptures as Animate Bodies and Living Presences. // Ars Orientalis 46 “Performative Agency of Buddhist Art and Architecture in Asia” / Eds. Wang M.C., Lin W. Washington, 2016, pp. 13–38.
  • Images, Miracles, and Authority in Asian Religious Traditions. / Ed. Davis R.H. Boulder: WestviewPress, 1998
  • Living Images: Japanese Buddhist Icons in Context / Eds. Sharf R.H., Sharf E.H. Calif.: Stanford University Press, 2001
  • Images in Asian Religions: Text and Contexts / Eds. Phyllis Granoff, Koichi Shinohara. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2004
  • Material Culture and Asian Religions: Text, Image, Object / Eds. Fleming B., Mann R. London: Routledge, 2014

японская скульптура, культовое искусство, историография, эпоха Камакура, стиль, секуляризация

Japanese sculpture, sacred art, scholarship, Kamakura period, style, secularization