АРТЕМОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Искусствоведение и искусство Кореи в XX–XXI вв.: наследие, проблемы, перспективы

ANASTASIA ARTEMOVA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Dealing with Controversial Heritage: Case of 20th–21st Century Korean Art and Art History

В последнее время Республика Корея активно занимается сохранением, восстановлением и продвижением своего культурного наследия, как в стране, так и за рубежом. Несмотря на все усилия, искушенные роскошью и разнообразием представленных культур соседей Кореи – Китая и Японии – зрители, зачастую, воспринимают корейское искусство «однообразным» и «не впечатляющим». Отчасти это является следствием малой сохранности корейского наследия – за всю историю существования государства на Корейском полуострове, все территория не раз была опустошена и разграблена в кровопролитных войнах, как межнациональных, так и междоусобных. Другая, менее очевидная причина лежит в отношениях Кореи со своим наследием. До сих пор остается много неразрешенных вопросов и токсичных паттернов, не позволяющих, зачастую, корейским искусствоведам представить собственную культуру в наилучшем свете.

В этом докладе я бы хотела представить обзор некоторых проблемных тенденций изучения искусства и культуры Кореи в XX–XXI вв. и объяснить их причины в историческом, политическом, идеологическом и ином контексте:

– проблема национальной идентичности: гиперфокус на доказательстве «корейскости» любого памятника, обнаруженного на территории Кореи;

– академическая консервативность: описание вместо анализа, краеведение вместо искусствоведения;

– политическое противостояние между государствами-соседями: как борьба за древнее наследие приводит к его разрушению;

– простить нельзя забыть: сложные отношения с японским наследием в искусствоведении и археологии, проблема мародерства и незаконного вывоза корейских памятников в Японию;

Понимание истоков корейского искусствоведения, его актуальной проблематики и «слабых мест», позволит взглянуть свежим взглядом на искусство и культуру Кореи, объяснить, что мы видим, и чего в не видим, а значит, привлечь больше исследователей к работе с «корейским материалом».  

Корея, искусство Кореи, искусствоведение Кореи, проблемы искусствоведения

Korea, Korean art, Korean art history, art studies issues