ГУСЕВА АННА ВАЛЕНТИНОВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Каталог лондонской выставки 1935 года как источник по истории коллекционирования китайского искусства

ANNA GUSEVA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Catalogue of the London Exhibition (1935) as a Source on the History of Collecting of Chinese Art

С ноября 1935 до марта 1936 г. в залах Королевской Академии художеств в Лондоне проходила «Международная выставка китайского искусства (International Exhibition of Chinese Art)». Лондонская выставка по сей день остаётся беспрецедентной в истории китайского искусства по своему масштабу. В 16 залах Берлингтон-хаус было выставлено 3080 объектов; выставку посетило 401 768 посетителей, из которых каждый четвертый купил каталог. Выставка имела грандиозный успех. Журналы и газеты писали только о китайском искусстве, на лондонских улицах, как вспоминал китайский художник Цзян И, к нему подходили незнакомцы выразить своё восхищение китайской культурой (Pejčochová & von Spee, 21).

Несмотря на то, что историк искусства и китаист Л. Сикман считал её ключевым стимулом для развития современной искусствоведческой синологии, анализ выставки посвящено не так уж много исследований (Steuber, 2006). Хотя упоминания о ней можно найти в работах посвященных собирательству азиатского искусства в Европе и США (Liu C., 1996; Cohen, 1992); говорится о ней и контексте развития китайской теории истории искусства (H.Guo, 2010), а также истории китайского коллекционирования (J. & D. Shambaugh, 2005). Но Лондонская выставка привлекает исследователей и, как и пример феноменального международного сотрудничества — более 240 организаций и частных лиц из 14 стран предоставили предметы на выставку (Cohen, 1992; Shambaugh, 2015; Scaglia, 2015; Galikowski et al., 2019).

И для всех исследователей без исключения ключевым источником является каталог выставки — Catalogue of International Exhibition of Chinese Art, 1935–1936 (London: Royal Academy of Arts, 1935). В каталоге помимо перечня выставленных предметов и лекций образовательной программы, цен на билеты и часов работы, есть так же информация и обо всех участниках, задействованных в её организации и подготовке, что делает этот том в более чем 500 страниц не только ценным источником по истории китайского искусства, но так же и по истории его изучения и коллекционирования в первой половине ХХ века.

В фокусе данного исследовании организации и частные лица, предоставившее предметы на выставку. При том, что такие центральные фигуры директора выставки сэра П. Дэвида (представшего так же свою коллекцию фарфора) или Л. Биньона, написавшего предисловие к каталогу, попадают в поле зрения исследователей, нет всеобъемлющего исследования всех участников с точки зрения откуда они и в каком качестве они участвовали. Я полагаю, что такой географический подход в совокупности с анализом характера предоставленных предметов, позволит дополнить наше представление об особенностях распространения и характере коллекционирования китайского искусства в первой половине ХХ века.           

выставка китайского искусства, Лондон,1935,коллекционирование китайского искусства, Королевская академия художеств

exhibition of Chinese art,London,1935,collecting of Chinese art, Royal Academy of Art