ВИНОКУРОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Российская Федерация). Специфика изучения и интерпретации искусства Китая и Японии в европейских публикациях второй половины XIX – начала XX века
SERGEY VINOKUROV (Ekaterinburg Museum of Fine Arts, Russian Federation). The Specifics of the Study and Interpretation of the Art of China and Japan in European Publications of the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries
Первые издания, посвященные декору и орнаментам Китая и включающие как гравированные изображения оригинальных предметов, так и отдельных декоративных элементов в «китайской» стилистике появляются в Европе уже в XVIII веке. Однако отметим, что эти издания в большей части представляли собой практические пособия для мастеров-прикладников, с разной степенью активности и глубины обращающихся к дальневосточной художественной традиции.
Поводом к расширению издательской деятельности и выпуску художественных увражей, а также увеличению периодики и выпуска академических изданий в XIX веке послужил целый ряд факторов: усовершенствование техники печати, расширение круга авторов за пределами Академий наук или университетов, увеличением объемов информации и потребностью в ее быстром воспроизведении. Эти и другие причины повлияли на интенсивность издательской деятельности. Также на протяжении XIX века можно отметить возросшее количество публикаций – своеобразных энциклопедий стилей и орнаментов, целиком или частично посвященных китайскому стилю.
В силу насыщенной издательской деятельности, связанной с изучением и распространением сведений об искусстве Китая и Японии, представляется целесообразным рассмотреть наиболее значимые из публикаций второй половины XIX – начала XX века, объединив по принципу типологии.
Первый тип – академические издания. К этому типу можно отнести монографии ученых и путешественников, а также первые диссертационные исследования (П. Томсон, Р. Элкок, Дж. Боус и др.).
Следующая группа объединяет издания изобразительного и справочного характера. В этой группе представлены издания музейных специалистов и консультантов, профессоров крупнейших университетов (О. Джонс, Ф. Мейер и др.). Отдельное место в ряду публикаций справочного характера занимают иллюстрированные каталоги Всемирных выставок, часть из которых вполне могут выступать в качестве сборников образцов.
Третий тип – периодическая печать второй половины XIX столетия, имевшая в указанный период важное значение в распространении визуального материала: воспроизведение конкретных примеров дальневосточного искусства или их декоративных элементов, адаптированных европейскими мастерами дизайнерских идей, иллюстративные блоки из отдельных восточных коллекций.
Рассматриваемые в докладе примеры позволяют констатировать, что XIX век представляет качественно новый формат обращения к культуре искусству Дальнего Востока. Восприятие Китая и Японии из формата мифов о богатстве далеких империй переходит в стадию более глубокого интереса, характеризующееся описанием реальных произведений, их изучения и попыток анализа развития экзотических художественных традиций. Важную роль академические, изобразительные и периодические издания сыграли в эпоху историзма, в эстетике которой ключевым было обращение к традициям прошлых эпох или экзотических культур.
Нельзя не отметить, что процесс изучения и публикации изданий по искусству стран Дальнего Востока найдет еще более активное и отмеченное более глубоким уровнем проникновения в суть восточных традиций продолжение в первой трети XX века, когда увидят свет классические работы ученых-востоковедов, положившие начало многим новым направлениям и поставившие важные вопросы, актуальные и для современного востоковедения и истории искусства стран Востока.
Китай, Япония, история искусств, издательская деятельность
China, Japan, history of arts, publishing activity