НАЗАРОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация). Искусство Востока: его историаграфический аспект и трактовка в русской живописи XIX в. в сюжете о Михаиле Черниговском

MARIA NAZAROVA (Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russian Federation). Oriental Art: The Historiographical Aspect and the Interpretation of the Story about Mikhail of Chernigov in the 19th-Century Russian Painting 

Атрибуция произведений художественного творчества Средней и Восточной Азии в исторической живописи России XIX века – один из малоизученных аспектов современного искусствознания. Образцы монументального и декоративно-прикладного искусства привлекались живописцами для создания «соответствующей атмосферы» сказочно богатого, коварного и жестокого мира востока, далекого и загадочного для «европейца». Часто произведения восточного искусства, костюмы персонажей, изображенные на картинах, рассказывающих о трагических страницах истории Руси и татаро-монгольском иге, воспринимались художниками вне их историографии и подлинного значения. Здесь они выступали в роли «театральной декорации», легко узнаваемой широкой публикой.

Произведения отечественных живописцев XIX в., связанные с историей монгольского ига на Руси, можно рассматривать в контексте развития «ориентализма» и «восточной темы» в русской живописи. Так в картинах на подобные сюжеты могли появляться образы, связанные с коренными «полу-дикими» народами, населявшими бескрайние южные и восточные пределы Российской Империи. Кроме того, сказывалось соседство с восточными странами — Османской империей, Персией, Китаем, Монголией и др. Отсылки и интерпретации их художественного наследия ярко проявились в работах русских мастеров, выполненных на трагический сюжет о гибели Михаила Черниговского в Орде.

Целью данного исследования является выявление наиболее характерных образов «востока» и татаро-монгольского ига в русской исторической живописи XIX в. на примере обращения отечественных мастеров к сюжету о гибели в ставке Батыя Св. Михаила Черниговского.

В задачи исследования входит:

— выявление в русской исторической живописи XIX в. оригинальных черт, подлинных костюмов и предметов декоративно-прикладного и монументального искусства восточных стран, которые использовались русскими историческими живописцами для создания образов татаро-монголов, восточно-азиатского религиозного искусства и самой ставки Батыя на примере сюжета о князе Михаиле Черниговском;

— анализ интерпретации этих материалов отечественными художниками, исходя из культурного и исторического значения оригинальных памятников или их внешних признаков;

— поиск аналогов и известных в России во второй половине XIX в. произведений искусства Ближнего Востока, Средней и Восточной Азии, которые могли бы послужить прототипами образцов «восточного» декоративно-прикладного и монументального искусства в сюжетах о Михаиле Черниговском в ставке Батыя;

Исследование строится на методе сравнительного анализа подлинных произведений искусства Средней и Восточной Азии и образов, созданных отечественной живописи;

Материалом для исследования послужили работы В. Смирнова, Н. Лосева, а также Б. Чорикова, Н. Кошелева и др.

В результате настоящего исследования удалось выявить иконографические мотивы и первоисточники образов восточного религиозного искусства, использованные русскими художниками XIX в. в сюжетах о Михаиле Черниговском в ставке Батыя. Кроме того — проследить историографию знакомства русского общества с искусством. Также получена возможность проследить связи русского ориентализма XIX в. с традициями изображения «Востока» в европейской живописи

искусство Востока, ориентализм, русская живопись, русское искусство, историзм, искусство Восточной Азии, буддистское искусство, исламское искусство, искусство Монголии

oriental art, orientalism, historicism, Russian painting, Russian art, art of East Asia, art of Buddhism, Islamic art, art of Mongolia