СКВОРЦОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Монарх в национальном костюме: портреты Екатерины II С. Торелли и В. Эриксена и европейский контекст. История и перспективы изучения

EKATERINA SKVORTCOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Monarch in National Dress: S. Torelli’s and V. Eriksen’s Portraits of Catherine II and European Context. History and Perspectives of Studies

В. Эриксен и С. Торелли не раз создавали изображения Екатерины II, находя, каждый, собственный вариант визуализации важных для ее «сценария власти» идей: коронационные портреты, конные портреты, портреты в русском костюме. Последние остаются недостаточно изученными как в отношении обстоятельств заказа и бытования, так и в отношении семантики.

Е.П. Ренне, В.В. Гаврин, S. Jaques связывают появление портрета Эриксена с принятием Екатериной II в 1767 г. титула «Матери Отечества»: ее изображение в похожем костюме отчеканено на медали в честь этого события. Жилет Екатерины обычно идентифицирует с шугаем. Однако К. Бордериу выдвигает убедительную версию, что это накидка польского фасона, которая в этот период стала ассоциироваться с русской одеждой (подобная той, что можно видеть на Рогнеде на картине А.Ф. Лосенко).

Маска, которую Екатерина держит в руке на портрете Торелли, позволяет предположить, что императрица предстает в маскарадном образе. При Елизавете Петровне был издан указ о том, чтобы «в телогреях, полушубках и кокошниках» «на придворные маскерады» не ездить (1743), но при Екатерине, судя по приведенным К. Бордериу сведениям Н.И. Страхова, эта практика возобновилась. Однако проблема соотнесения костюма, представленного на портрете с реальным, остается остро актуальной, поскольку, как отмечает К. Бордериу, изображенная одежда редко была реальным костюмом, принадлежавшим изображенному лицу. На маскарадах Екатерина не всегда была облачена в маскарадное платье, но такие случаи были. Представляется полезным обратить внимание на русские пляски, в которых участвовали члены императорской фамилии. К. Бордериу указала на упоминание в камер-фурьерском журнале о том, как вел. кн. Александр и Константин «плясали по-русски» на бале 1785 г. Известно письмо Екатерины барону Гримму 1796 г., в котором она говорит о пляске великих княжен. С другой стороны, показательно, что появление портрета в русском костюме портрета В.А. Репниной-Волконской работы Ж.-Б. Изабе (1818) в «Издании вел.кн. Николая Михайловича» сопряжено именно с исполненной ею русской пляской. Тем интереснее не упоминавшиеся до сих пор в этом контексте сведения М.И. Пыляева (со ссылкой на Порошина) о том, как Екатерина в 1765 г. в день Рождества «по-русски плясала вместе с Н.И. Паниным».

Необходимо сравнение портретов Екатерины II в русском костюме с портретами в национальных костюмах других европейских монархов. Тема портретов Габсбургов в венгерском костюме была поднята в связи с Марией Терезией в исследовательских проектах, приуроченных к 300-летию со дня ее рождения (2017 г.), в частности в статьях S. Serfőző. Шотландский костюм были в центре внимания организаторов выставки “Wild and Majestic. Romantic Visions of Scotland” (Национальный музей Шотландии, Эдинбург, 2019 г.). В том же году портрет Георга IV в шотландском костюме (1829) кисти Д. Уилки появился в каталоге выставки “George IV. Art and Spectacle” (Букингемский дворец, Лондон, 2019). Целесообразно сопоставить, в связи с какими обстоятельствами создавались подобные портреты и какие новые оттенки обретают в них идеи, заложенные в самом использовании национального костюма в церемониях, как соотносятся в сконструированной идентичности модели категории национального и социального, исторического и современного, иными словами как понимается «национальный костюм». Как два полюса заслуживают внимания, с одной стороны, портреты приближенных Марии-Антуанетты в платьях, в которых они появлялись в Хамо, в особенности «Портрет мадам Элизабет» кисти Э. Виже-Лебрен (1782), наряд которой особенно близок наряду французских крестьянок, что было понято в социальном (современном) контексте и вызвало резкий негативный отклик. С другой стороны — реформа придворного платья, предпринятая шведским королем Густавом III под впечатлением от начинаний Екатерины II, в результате которой мужской придворный костюм стал напоминать, сближаясь с театральным, костюм древних шведов.

Статья подготовлена по Гранту Президента РФ для молодых кандидатов наук МК-1510.2019.6 по теме «Женские и детские образы в дискурсе имперской власти: на примере искусства России XVIII века»

В. Эриксен, С. Торелли, Екатерина II, русское искусство XVIII века, русское искусство в европейском контексте, империя и проблема национального

V. Eriksen, S. Torelli, Catherine II, Russian art of the 18th century, Russian art in a European context, empire and the problem of national