КЛЮШИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА (Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация). Балкон Европы: бельгийское изобразительное искусство Fin de Siècle. Историографический аспект
ELENA KLYUSHINA (Russian State University for the Humanities, Russian Federation). Un Balcon sur l’Europe: Belgian Fin-de-Siècle Art. Historiographic Aspect
В силу особенностей географического положения, политических обстоятельств и структурных экономических изменений на рубеже XIX-XX вв. Бельгия в короткий срок превратилась в один из важнейших панъевропейских коммуникационных каналов кросс-культурного взаимодействия. Здесь пересекались художественные пути, тянущиеся от Риги до Лондона, от Хельсинки до Барселоны. Бельгийские мастера курсировали между Парижем и Берлином, Амстердамом и Санкт-Петербургом. Брюссель выступал международной площадкой для смелых художественных экспериментов в изобразительном искусстве и архитектуре.
Начало бельгийской художественной экспансии в Европу приходится на 1880-е гг. В это время будущие представители группы «XX» особое внимание уделяют изучению искусства соседних государств. Октав Маус и Эдмон Пикар стремятся установить плотные художественные контакты с представителями французских авангардных течений. На выставку в Брюссель стекаются работы Поля Синьяка, Жоржа Сера, Винсента ван Гога, Поля Гогена и др. Не менее активно действуют бельгийцы в отношении исследования искусства Туманного Альбиона. Поначалу их главным ориентиром в Англии становится Джеймс Уистлер. Они внимают его урокам, усердно изучают технику офорта, штудируют принципы тонализма. Однако оказавшись в Лондоне во второй половине 1880-х гг., бельгийские художники, прежде всего Кнопф, ван Риссельберге, Финч, каждый по-своему открывают прерафаэлитов, Движение искусства и ремесел, английскую литературу, фонды лондонских музеев. Начало 1890-х гг. ознаменовывается синергией бельгийского искусства и движения сецессионизма. Взаимодействие c Мюнхеном, Берлином и Веной приводит к успешной реализации совместных проектов в архитектуре, печатной графике, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. На рубеже XIX-XX вв. Бельгия поистине становится художественным перекрестком Европы, где подытоживается опыт предыдущих поколений и рождается искусство модернизма.
Несмотря на регулятивную функцию, которую приняла на себя Бельгия в общеевропейском художественно-эстетическом дискурсе, историография изобразительного искусства этой страны долгое время носила локальный характер и не выходила за пределы исследовательского интереса самих бельгийцев. Ситуация начинает резко меняться в конце 1970-х гг. Появляется ряд важнейших публикаций Джеффри Хау о Ф. Кнопфе. Группа «XX» привлекает внимание Джейн Блок. Покупка фондом Пола Гетти «Въезда Христа в Брюссель» провоцирует появление волны публикаций американских исследователей, занимающихся изучением творчества Дж. Энсора. Последнее десятилетие бельгийским искусством в контексте колониализма активно занимается Д. Сильверман. Не меньшую роль в научном переосмыслении роли Бельгии играет и реорганизация экспозиции эпохи Fin de siècle в Музеях изобразительных искусств Бельгии, осуществленная в 2010-е гг. Мишелем Драге.
Целью данного доклада является осмысление актуальных тенденций в изучении бельгийского искусства второй половины XIX – начала XX в. Для этого будет проанализирован основной корпус монографических исследований, посвященных заявленной проблематике, освещены наиболее крупные музейные и выставочные проекты последних лет, направленные на популяризацию бельгийского искусства рубежа веков, а также представлена онлайн-платформа, созданная Королевским институтом культурного наследия Бельгии в качестве удобного исследовательского инструмента для изучения бельгийского искусства различных эпох.
Бельгия, Кнопф, Энсор, Fin de Sicle
Belgium, Khnopff, Ensor, Fin de Siecle, Les XX