ЛАРИОНОВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). К проблеме типологии нидерландских рисунков XV века. Рисунки «группы Франка ван дер Стокта»

ALEXEY LARIONOV (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Drawings of Franck van der Stoct and the Problems of Their Typology

Группа Франка ван дер Стокта» - условное наименование обширного, рассеянного по разным музеям и коллекциям комплекса стилистически тесно связанных между собой графических листов, которые занимают обособленное место в ряду других произведений нидерландской школы XV века. Прежде все они приписывались брюссельскому живописцу, ученику и последователю Рогира ван дер Вейдена Франку ван дер Стокту (около 1420 – 1495). Имя этого мастера было извлечено из забвения в 1920-х годах Юленом де Лоо, который на основании сведений в старинных источниках приписал ему триптих «Аллегория искупления» (Прадо, Мадрид) и собрал вокруг этого ключевого памятника около десятка других живописных работ, составив список, расширенный впоследствии Максом Фридлендером. Первую группу рисунков на основании сопоставления с картинами связал с именем Франка ван дер Стокта в 1938 году Пауль Весхер. Впоследствии круг приписанных художнику графических работ неуклонно расширялся (в частности в результате важных публикаций Фрица Люгта и Фридриха Винклера), хотя по поводу атрибуции отдельных листов нередко возникали споры. Венцом этой растянувшейся на десятилетия кропотливой работы по воссозданию графического наследия забытого мастера XV века стала публикация в 2002 году Фрицем Корени научного каталога рисунков Франка ван дер Стокта. В нем автор подверг критическому анализу все прежние атрибуции, выделил ядро из 28 бесспорных работ и выстроил предположительную хронологию творчества художника.

Параллельно шел другой процесс. В последние десятилетия ряд исследователей поставил под сомнение тот факт, что некогда приписанные Франку ван дер Стокту картины, действительно, принадлежат его кисти и, даже, вообще являются произведениями одного и того же мастера. Сегодня большинство из них - включая мадридский алтарь «Аллегория Искупления» - сменили атрибуцию, что заставило переосмыслить и вопрос о графическом наследии мастера. Выяснилось, что вся логическая конструкция, выстроенная историками искусства, базировалась на шатком фундаменте. «Исчезновение» фигуры Франка ван дер Стокта из истории нидерландской графики XV века ведет к серьезному пересмотру общей ее картины и, в частности, ставит вопрос о статусе всех тех рисунков, которые прежде связывались с его именем.

По поводу возможной атрибуции, датировки и назначения листов, входящих в «группу Франка ван дер Стокта», высказывались разнообразные догадки. Эти листы связывали с кругом Флемальского мастера, с деятельностью мастерской Рогира ван дер Вейдена, и, даже, приписывали некоторые из них самому Рогиру ван дер Вейдену. Автор настоящего сообщения рассматривает указанный вопрос исходя из следующих предположений.

- Рисунки, составляющие названную группу, не обязательно принадлежат одной и той же руке, хотя возможно, они вышли из одной и той же мастерской.

- Их объединяет не столько стилистическое сходство, сколько типологическое родство. Все они, скорее всего, связаны с проектированием скульптурных резных рельефов, на что указывает наличие в целом ряде случаев убедительных сопоставлений с произведениями пластики.

- Анализ трех рисунков, прежде приписанных Франку ван дер Стокту, из собрания Эрмитажа дает серьезные дополнительные аргументы в пользу такой гипотезы.

Автор приходит к выводу, что рисунки так называемой группы Франка ван дер Стокта являются сохранившимися рабочими материалами из наследия неустановленной на сегодняшний день брюссельской скульптурной мастерской, деятельность которой приходилась на период между 1440 и 1470 годами.

Нидерланды XV века, история рисунка

Netherlandish art of 15th century, history of drawing