КРАСНОВА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Северные резные иконы Чуда Георгия о змие рубежа XVI–XVII веков

ELIZAVETA KRASNOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Northern Carved Icons of the Saint George and the Dragon at the Turn of the 16th–17th Centuries

Резная икона относится к числу наименее изученных явлений культуры средневековой Руси, хотя «иконы в храмцах» или просто резные образы хранятся во многих столичных и локальных музеях. Однако из-за значительных утрат произведений и недостатка письменных источников становится затруднительной атрибуция многих памятников, а также их встраивание в общий историко-художественный контекст.

Предмет доклада – группа резных деревянных киотных икон, созданных на территории современной Архангельской области в один промежуток времени – приблизительно в конце XVI – начале XVII в. Все рассматриваемые памятники объединены общим сюжетом и изображают Чудо Георгия о змие. Кроме того, они обладают общими иконографическими и стилистическими качествами, что позволяет говорить о их принадлежности к единой художественной традиции (в то время как искусству этого региона в целом присуще большое стилистическое разнообразие), и о формировании в ее рамках особого варианта образа св. Георгия.

К настоящему времени известно пять киотных образов Чуда Георгия о змие, происходящих из Архангельской области. Некоторые из памятников не сохранились, но известны по фотографиям, некоторые сохранились лишь фрагментарно. Наиболее полной сохранностью отличается образ из Богоявленского собора города Мезень. К нему близки частично сохранившийся образ из церкви Архангела Михаила села Юрома на реке Мезень и довольно сильно поновленый образ из северного придела Благовещенского собора города Сольвычегодска. В ту же группу памятников входят утраченные образы из Успенской церкви села Кривое на Северной Двине и Воскресенской церкви села Кеврола Пинежского уезда Архангельской губернии.

Сопоставление этих памятников свидетельствует о их теснейшем иконографическом и стилистическом родстве. Можно предположить, что в одном из художественных центров Севера, которым моли быть Холмогоры, сложилась мастерская или несколько близких друг другу мастерских, где более или менее одновременно были созданы резные образы из Мезени, Юромы, Кривого и Сольвычегодска. Образ из Кевролы, имеющий ряд иконографических отличий и выполненный в несколько другой манере, выпадает из этого ряда, но может принадлежать к той же традиции. Судя по его сравнительно лаконичной композиции, он мог быть создан в более раннее время.

В процессе исследования были выявлены характерные особенности северных резных икон Чуда Георгия о змие. Это – сложность композиции, в сравнении с памятниками московского и другого происхождения, наполненность деталями, иконографическая близость к произведениям иконописи, использование одновременно нескольких видов резьбы. Не менее важной чертой этих произведений является важная роль росписи, которая не только усиливает выразительность фигур и других деталей, но и создает развитый пейзажный фон, уцелевший в образе из Мезени, сохранившем свой первоначальный киот. Эта роспись свидетельствует о тесном сотрудничестве резчиков и иконописцев, которыми в ряде случаев могли быть одни и те же лица.

Древняя Русь, Русский Север, икона, чудо Георгия о змие, средневековье, иконопись

 medieval Rus, Russian North, icon, Saint George and the Dragon, Middle Ages, icon painting