ЗИНЧЕНКО СОФЬЯ АНАТОЛЬЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Могли ли существовать сирены-ихтиоморфы в искусстве Древнего мира: о необходимости изменения исследовательской парадигмы

SOPHIA ZINTCHENKO (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Could There Be a Siren-Ichthyomorphs in the Art of the Ancient World: The Need to Change the Research Paradigm

Образы сирен были популярны в достаточно широких временных рамках, что и привело к необходимости разобраться с рядом исследовательских проблем, возникших при обращении к этому персонажу античного и средневекового искусства. Среди исследовательских проблем стоит выделить следующие: как трактуется в историографии вопрос о возможных направлениях их генезиса и эволюции в искусстве Древнего мира и Средневековья, а также какие памятники можно рассматривать как образцы для сложения иконографии сирен. Для репрезентации образа Сирены в искусстве западного Средневековья принято выделять два варианта иконографии: в виде женщины с птичьим туловом (сирена˗орнитоморф) и виде женщины с рыбьим туловом, чаще всего с раздвоенными хвостами (сирена˗ихтиоморф). В научной литературе бытует укоренившиеся мнения о том, что образы средневековой сирены-орнитоморфа были заимствованы из античной художественной культуры. Но, чаще всего, эти мнения носят характер постулирования общих положений, без попыток определить каковы могли быть конкретные традиции, предоставившие образцы для Средневековья. Появление в Средневековье сирен-ихтиоморфов как в зарубежной, так и в отечественной истории искусств принято относить к VIII-VII вв. и связывать с легендами об ундинах. Так Е. П. Ювалова отмечает, что «… под влиянием легенд об ундинах в романское искусство вошел новый, неизвестный античности (курсив мой - СЗ) образ сирены, полуженщины-полурыбы» (Ювалова Е. П. Гротеск в изобразительном искусстве готики// Из истории классического искусства Запада. М.: Эпифания, 2003. С. 52). Ещё одним постоянно встречающимся мнением о генезисе средневековых сирен-ихтиоморфов является отказ о наличии каких-либо прототипов в предшествующих художественных традициях.

Изучение истории вопроса о возможных путях генезиса образа сирен как в искусстве Древнего мира, так и Средневековья показало, что в научной литературе это тема остаётся либо мало разработанной, либо сводится к повторению клишированных, не всегда верных постулатов. Обращение непосредственно к рассмотрению различных вариантов репрезентации сирен, и прежде всего, сирен˗ихтиоморфов, показало, что их иконография или её отдельные важные элементы были заимствованы из художественных культур Древнего Востока и античности. Более детальное знакомство с возможными прототипами поставило вопрос о необходимости смены исследовательской парадигмы. При определении основных направлений генезиса сирены-ихтиоморфа было высказано предложение о нецелесообразности поиска в искусстве Древнего мира прямого прототипа. Основной вектор поиска был ориентирован на выявление образцов, отдельные элементы которых могли привести к сложению иконографии сирен-ихтиоморфов. К таковым образцам стоит отнести иконографические схемы, употребляемые при изображениях тритонов и тритонесс с раздвоенным хвостом, Rankenfrau («прорастающая дева»), крылатых ихтиоморфов. Творческая переработка выделенных образцов способствовала появлению в искусстве эпохи эллинизма прототипов для сирен средневековья.

Сирены, Rankenfrau, искусство Средневековья, искусство античности, тритоны и тритонессы, крылатые ихтиоморфы

Sirens, Rankenfrau, Medieval art, Antique аrt, tritons and tritonesses, winged ichthyomorphs