КУЛИШОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Дельфийский омфал в литературных описаниях и изобразительном искусстве античного мира: история изучения и проблемы интерпретации

OKSANA KULISHOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Delphic Omphalos in Literary Descriptions and Fine Arts of the Ancient World: The History of Research and the Problems of Interpretation

Священный омфал (др.-греч. ὀμφαλός – пуп; центр) в античных свидетельствах чаще всего связывался с важнейшим древнегреческим религиозным центром – святилищем и оракулом Аполлона в Дельфах, где и помещали «пуп» земли. Дельфийский омфал не только символизировал особенное положение этого святилища как реального географического центра Эллады, но и обозначал центр всего обитаемого мира в древнегреческой мифологии. Согласно известному греческому мифу, именно в Дельфах встретились два орла (в других вариантах мифа – два ворона или лебедя), выпущенные Зевсом с разных концов земли.

Некоторые указания на то, как выглядел дельфийский омфал, мы находим в античной литературной традиции начиная со времен греческой архаики и классики – у Эсхила (Eum., 39–41), Пиндара (Paean., VI, 15–17), Платона (Pol., IV, 427 c), Страбона (IX, 3, 6), Плутарха (De def. or., 1, 409 е), Павсания (X, 16, 3) и др., при этом более или менее подробные описания мы находим лишь у авторов римского времени. Они дополняются изображениями на рельефах и в вазописи: так, замечание Страбона о том, что омфал был украшен фигурами встретившихся в Дельфах мифических птиц, корреспондирует с обнаруженным в Спарте аттическим рельефом IV в. до н. э., который представляет Аполлона и Артемиду, стоящих около омфала с изображениями птиц. При наличии целого ряда противоречий общей чертой в этих описаниях и изображениях является полусферическая форма омфала; на территории святилища в ходе археологических раскопок были обнаружены два предмета подобной формы (один из известняка, другой из мрамора). Однако, по мнению большинства археологов, они представляют собой эллинистические или римские копии древнего предмета культа.

Состояние источников объясняет, почему в современной научной литературе мы встречаем чрезвычайно богатый спектр мнений относительно самых разных вопросов, связанных с омфалом: его происхождения, местоположения, назначения, семантики и т. д. Этим дискуссиям, которые еще далеки от своего завершения, автор предполагает уделить особое внимание. Среди прочих предметом обсуждения является и вопрос о том, в какой части дельфийского храма помещался омфал: в адитоне, как предполагает большинство исследователей, начиная с первых десятилетий XX в. (например, Ф. Курби и Ж. Ру), в пронаосе, как считают Ж. Буске и Э. Хансен, или в опистодоме, как доказывает П. Амандри. Последняя гипотеза в настоящее время кажется наиболее убедительной (Courby F. La tеrrаssе du temple. FD II, 1. Paris, 1915; Bousquet J. Les comptes du quatrième et troisième siècle. CID II. Paris, 1989; Amandry Р. Où était l’omphalos? Delphes, centenaire de la «grande fouille». Leiden, 1992; Amandry Р., Hansen E. Le temple d’Apollon du IVe siècle. FD II, 14. Paris, 2010).

Кроме того, особенного внимания заслуживает тема омфала как символа центра и средоточия власти, которая неоднократно затрагивалась в литературе последних десятилетий (Maass M. Das antike Delphi. Darmstadt, 1993; Scott M. Delphi: A History of the Center of the Ancient World. Princeton, 2014; Kindt J. Revisiting Delphi. Cambridge, 2016). В этой связи автор предполагает обратиться к нумизматическим источникам: изображение омфала играло важную роль в презентации власти и могущества политических объединений или отдельных правителей (Аполлон, сидящий на омфале, изображался на монетах амфиктионов в IV в. до н. э., на монетах Селевкидов в III–II вв. до н. э. и др.).

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00455.

Дельфы, дельфийский омфал, античное искусство, древнегреческая мифология и религия, панэллинские святилища

Delphi, Delphic omphalos, ancient art, ancient Greek mythology and religion, panhellenic sanctuaries