БУЗУНОВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Греческая богиня из Керчи: из истории памятника

IRINA BUZUNOVA (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Greek Goddess from Kerch: Notes to the History of the Statue

Античное собрание Эрмитажа сложилось из частных коллекций, приобретённых у любителей древностей, и находок, обнаруженных исследователями в Причерноморье, заселённом эллинами в I тыс. до н.э. При этом археологические памятники имеют неоспоримые преимущества: они хорошо датированы, благодаря контексту, и в подавляющем большинстве случаев относятся к разряду греческих оригиналов. Группа древнегреческих скульптур археологического раздела невелика, в ней преобладает мелкая пластика, на фоне которой выделяются несколько скульптур монументального размера, особенно, статуя «боспорского царя» и женский торс из Керчи (инв. № ПАН.156).

Женская статуя, не имевшая ясного провенанса, открытая приблизительно до 1837 г., оказалась в Эрмитаже в 1838 г. Возможно, из-за неясности происхождения скульптура не фигурировала в каталогах XIX в., а также не была включена в содержательную часть знаменитого корпуса «Древности Боспора Киммерийского» (1854). Изменения произошли в начале XX в., когда интерес к керченским памятникам проявил молодой учёный О.Ф. Вальдгауер, посвятивший им рукописный материал «Zwei Kolossalstatuen aus Kertch», сохранившийся в архиве. Указав в статье скупые сведения о нахождении женской статуи, он сосредоточился на её стиле и иконографии. Будучи учеником и последователем А. Фуртвенглера, Вальдгауер в исследовании применил метод формально-стилистического анализа - основной инструмент теории Meisterforshung, определив в трактовке формы скульптуры проявление греческого вкуса. Сложная постановка фигуры в пространстве, построенная на сочетании статичности с тонко переданной динамикой, указывали на принадлежность антика к позднеклассической традиции середины IV в. до н.э. В результате, учёный пришёл к выводу, что хиастическая композиция памятника, многослойные, богато задрапированные одеяния отражают черты стиля Праксителя. Вместе с тем, в крупных женственных формах торса, нюансированном рисунке складок плаща, жгутом проходящего под грудью, Вальдгауер увидел сходство со статуей Артемисии из Галикарнасса, связав его, таким образом, с карийской скульптурной школой.

Мнение специалиста начала XX в. нашло неожиданное подтверждение в свидетельствах любителей искусства XIX в., очевидно, знакомых с памятником. Так, археолог Поль Дюбрюкс упоминает среди лучших статуй Керченского музея «бюст Юноны - хорошую драпировку без головы и рук», отправленную в 1818 г. в Таганрог. В Таганрогской крепости её заметил проезжавший в 1824 г. по Дону И.А. Стемпковский. Он описал скульптуру, назвав произведением «лучших времён Греческого искусства: отделка одежды самая превосходная». К его мнению присоединился издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин, а швейцарский путешественник Дюбуа де Монпере, побывав в 1830-х гг. в Керченском музее, выделил в коллекции единственную достойную с его точки зрения статую «Юноны из паросского мрамора».

О.Ф. Вальдгауер опубликовал торс в трёхтомном каталоге «Die Antiken Skulpturen der Ermitage» (1928-1936), интерпретируя антик, как надгробную портретную статую, созданную мастером в духе карийской пластики. Современное антиковедение позволяет взглянуть на памятник под иным углом и, применяя более сложный, усовершенствованный комплексный подход к исследованию, как это предлагалось, например, представительницей Бринморской школы формализма Б. Риджвей, а также М. Бибер, Э. Стюартом, М. Фуллертоном и др., трактовать образ шире. Дифференцированный формально-стилистический анализ скульптуры, её морфологии, обнаруживает в произведении реминисценции школы Фидия классического стиля V в. до н.э. Включение культурно-исторического контекста в подход к изучению артефакта, согласно теории Дж. Поллитта, реконструирует среду его существования, а значит, раскрывает внутренние смыслы древнего памятника. В итоге, открываются новые возможности в определении иконографии и предназначения скульптуры, возможно, игравшей роль сакрального образа в святилище или в общественно значимом центре античного Пантикапея.

скульптура, памятник, классический стиль, интерпретация, иконография

sculpture, monument, classical style, interpretation, iconography