ВИКТОРЧИК ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Российская Федерация). Мелкая пластика бронзового века: проблемы изучения и интерпретации

ELENA VIKTORCHIK (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). Bronze Age Figurines: Problems of Their Research and Interpretation

Искусство бронзового века представляет большой интерес не только с точки зрения оригинальности его форм, но и как основа, на которой складывается искусство античности. Мелкая пластика этой эпохи отличается разнообразием: среди находок присутствуют как похожие на пластику неолита антропоморфные и зооморфные керамические статуэтки, так и появляются новые формы, а также начинает использоваться новый материал — бронза, фигурки из которой изготовляют способом литья по восковой модели.

Со времени открытия скульптуры малых форм укоренилась гипотеза, основанная на том, что предметы искусства являлись изображениями древних божеств. Так, Г. Шлиман считал, что микенские фигурки изображают Геру, а А. Эванс, что минойские — Богиню-Мать (Gimbutas 1982). Разъяснение их смысла происходило в последующем с использованием сравнительно-иллюстративного метода (Эванс-Притчард 2004), через широкое привлечение аналогий из этнографии, мифологии, а также на основе изучения современного искусства, через рассмотрение предметов древней мелкой пластики исключительно с эстетической стороны.

Эта точка зрения стала серьезно меняться лишь в последние десятилетия, когда основной акцент в исследованиях мелкой пластики стал делаться не на формальные аналогии, а на изучение конкретного археологического и культурного контекста.

На данный момент исследование кикладской мраморной пластики, так называемых «ранних кикладских идолов», является наиболее разработанным благодаря полномасштабному изданию коллекций, их систематизации и переосмыслению в свете последних данных, в том числе лабораторных (Marthari 2017; Renfrew 2019).

Пластика позднего бронзового века состоит, с одной стороны, из бронзовых и костяных изделий, которые встречаются среди «дворцовых» находок. С другой стороны, многие керамические статуэтки, аналогичные найденным в Микенах, Тиринфе и других дворцовых комплексах, связаны с местами культов. Однако подобный тип предметов пластики также встречался и на поселениях: в постройках и вокруг них, например, на участке для размещения бытовых отходов. Предполагается, что в разные периоды бронзового века такие статуэтки использовались либо как домашние принадлежности, либо как подношение мертвым (Tzonou-Herbst 2010).

Территория распространения предметов мелкой пластики бронзового века не ограничивается Средиземноморьем. Серия статуэток происходит из балканских могильников Kličevac в Сербии, Cârna в Румынии. Она относится к культуре Гырла Маре (Žuto Brdo−Gârla Mare), расположенной в бассейне Дуная (Sandars 1968; Şandor-Chicideanu 2003).

Погребальный контекст, характерный как для эгейской, так и балкано-дунайской пластики, имеет корни в культурах рубежа энеолита — раннего бронзового века Северного Причерноморья (Усатово-Фолтешти, памятники серезлиевского типа, катакомбная культура) (Țerna 2016; Антоненко 1999). Практика помещения в могилы антропоморфных фигурок известна и в окуневской культуре бронзового века Южной Сибири.

Таким образом, в отличие от пластики неолита и медного века, находки которой связаны с поселениями, статуэтки эпохи бронзы отличает множественность контекста. В их изучении и интерпретации достаточно перспективным является изучение культурных связей между регионами Средиземноморья и юга Восточной Европы через поиски аналогий по археологическому контексту, что позволит выявить линии развития искусства скульптуры малых форм от неолита до античности.

бронзовый век, археологический контекст, мелкая пластика, искусство малых форм

Bronze Age, Mediterranean, Eastern Europe, archaeological context, figurines