Title | Мелиоре. Эволюция образа Богоматери в Тоскане второй половины XIII века на примере творчества одного мастера | ||||||||
Author | Пугачёва И. В. | irinapugacheva27@gmail.com | |||||||
About author | Пугачёва Ирина Вячеславовна — соискатель учёной степени. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. irinapugacheva27@gmail.com | ||||||||
In the section | Европейское искусство Средних веков | DOI | 10.18688/aa199-4-48 | ||||||
Year | 2019 | Volume | 9 | Pages | 545–555 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.034(450)3 | Index BBK | 85.143(3) | ||||
Abstract |
Мелиоре — флорентийский художник, активно работавший в Тоскане примерно в 1250–1280-х гг. Его авторству в разное время приписывали в целом около десяти произведений, почти каждое из которых — с образом Богоматери. Причём в настоящее время существует только одна подписанная автором работа — доссале с полуфигурными изображениями Спасителя, Богоматери и апостолов (Иоанна, Петра и Павла). Авторство других работ приписывается мастеру на основании разного рода исследований историков искусства. Безусловно, в некоторых случаях атрибуции носят в большой степени дискуссионный характер, но уже те произведения, которые были признаны учёным сообществом как работы Мелиоре, представляют собой замечательную группу памятников — от его ранних весьма простых и несколько угловатых образов, до более зрелых произведений, где явственно ощущается приближение того самого стиля, который достигнет расцвета в творчестве Дуччо и Чимабуэ. Одной из таких работ, принадлежащей, по-видимому, как минимум к кругу мастера, является «Мадонна с Младенцем на троне» из ГМИИ им. Пушкина (инв. № 240), очевидно, заслуживающая серьёзного научного изучения и более точной атрибуции. В искусствоведческой литературе широко распространено понятие о трёх основных школах живописи, сложившихся на территории Тосканы в XIII в., — пизанской, флорентийской и сиенской. Творчество Мелиоре объединило традиции всех трёх школ, черты которых так или иначе присутствуют в его работах — столь разных по своим живописным качествам. Это позволяет задуматься, насколько автономно развивалось живописное искусство в этих трёх центрах и правомерно ли вообще говоритьоб их обособленном существовании начиная с середины XIII в. Вместе с тем образ Богоматери, по сути, ключевой в наследии Мелиоре, претерпевает существеннейшие изменения за двадцать-тридцать лет работы мастера. Творчество художника наиболее наглядно позволяет проследить характерные эволюционные процессы в изобразительном искусстве Тосканы во второй половине XIII столетия. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Пугачёва И. В. Мелиоре. Эволюция образа Богоматери в Тоскане второй половины XIII века на примере творчества одного мастера // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 545–555. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-48 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|