Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-68
Title «Японский стиль» (ваё:) скульптуры эпохи Хэйан: к истории термина
Author email vanejan.liza@gmail.com
About author Ванеян Елизавета Степановна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. vanejan.liza@gmail.com
In the section Искусство Востока DOI10.18688/aa199-6-68
Year 2019 Volume 9 Pages 768777
Type of article RAR Index UDK 7.01/7.032(31) Index BBK 85.13
Abstract

В статье рассмотрен термин японской истории искусства «ваё:» («японский стиль»): этимология самого слова, значение и использование в целом и смысл термина в работах, посвящённых скульптуре эпохи Хэйан (794–1185), в частности. На основании современных исследований японских авторов, обращающихся к тем же вопросам, удалось определить, что в отличие от других сфер культуры, где «японское» и «неяпонское» различали ещё в древности, понимание скульптуры определённого периода как выражения «японского стиля» — идея, целиком родившаяся уже в Новое время, первоначально в крайне политизированном контексте. Однако концепция ваё:, семантически насыщенная и неоднозначная, постепенно стала инструментом самоопределения, частью дискурса о традиционном. В связи с этим возникает вопрос о несоответствии наполнения этого термина обычному переводу на русский язык как «японский стиль», тем более в сочетании с прилагательным «национальный». Выводом статьи можно считать предложение использовать применительно к скульптуре XI–XII вв. транслитерацию ваё: и дополнительные определения («стиль Дзё:тё:», «стиль Фудзивара»), а также принимать во внимание, что понятие «японский стиль» — это отражение рефлексии японских авторов Нового и Новейшего времени.

Keywords
Reference Ванеян Е. С. «Японский стиль» (ваё:) скульптуры эпохи Хэйан: к истории термина // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 768–777. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-68
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Общ. ред. А. М. Кантор. — М.: Эллис Лак, 1997. — 735 с.
  • 2. Виноградова Н. А. Скульптура Японии III–XIV вв. М.: Изобразительное искусство, 1981. — 237 с.
  • 3. Вэблио кого дзитэн [Словарь старояпонского языка Вэблио]. URL: https://kobun.weblio.jp/ (дата обращения: 27.10.2018)
  • 4. Кужель Ю. Л. XII веков японской скульптуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2017. — 496 с.
  • 5. Лебедева О. И. Искусство Японии на рубеже ХІХ–ХХ веков: взгляды и концепции Окакура Какудзо. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2016. — 208 с.
  • 6. Масуки Р. Дзиссэки-но эси тати: хигасиадзиа кайгайси кара мита «ваё:ка»-но сёсо: [Художники X в.: аспекты ваё:ка в перспективе истории живописи Восточной Азии] // Бидзюцу кэнкю: / То:кё: бункадзай кэнкю:сё кикаку дзё:хо:бу хэн. — 2016. — No. 420. — С. 75–104 (на яп. языке).
  • 7. Нихон-о сиру дзитэн [Словарь японских понятий] / Под ред. Осима Т. и др. Токио: Сякаисисо:-ся, 1972. — 1056 с. (на яп. языке).
  • 8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд / Председатель научно-ред. совета В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2000–2001. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 12.01.2019)
  • 9. Сараи М. Хэйан тё:кокусирон-ни окэру ваё: гэнсэцу-но киханка [“Японский стиль” скульптуры эпохи Хэйан: процесс стандартизации дискурса] / Дзинбунти-но аратана со:го:-ни мукэтэ : 21сэйки COE пурогураму гуро:барука дзидай-но тагэнтэки дзинбунгаку-но кётэн кэйсэй. Дай-ни-кай хо:кокусё 2 тэцугакухэн 1. — Киото: Киото дайгаку, 2004. — С. 239–255 (на яп. языке).
  • 10. Сато: Д. Найгай ко:си-но нака-но ва то нихон [«Ва» и «Нихон» в «Внутреннего-внешнего» и «Общего-частного»] / Дзю:таку со:го: кэнкю: дзайдан кэнкю: ромбун сю:. 31, 2005. — С. 21–31. (на яп. языке).
  • 11. Ямамото Ц. Тё:коку-но ваё: хо:о:-до:-но буцудзо:-о тю:син ни // Кайсо: 950нэн кинэн кокухо: бё:до:-ин тэн / То:кё: кокурицу хакубуцукан тахэн. — Токио: Асахи симбунся, 2000. — С. 191–196.
  • 12. Ямамото Ц. Буцудзо: : Нихон буцудзо:си ко:ги. [Буддийские статуи: лекции по истории японских буддийских статуй] — Токио: Хэйбонся, 2015. — 303 с. (на яп. языке).
  • 13. Ямасита Ю., Такагиси А. (кансю:). Нихон бидзюцуси. [История японского искусства]. — Токио: Бидзюцусюппанся, 2014. — 379 с. (на яп. языке).
  • 14. Gombrich E. Style // Art of Art History. A Critical Anthology / Ed. D. Preziosi. — Oxford: Oxford University Press, 2009. —P. 129–140.
  • 15. Hempel R. The Golden Age of Japan 794–1192 / Transl. K. Watson. — New York: Rizzoli International Publications, 1983. — 252 p.
  • 16. JAANUS. Dictionary of Japanese Architectural and Art Historical Terminology. URL: http://www.aisf.or.jp/~jaanus/ (дата обращения: 30.12. 2018)
  • 17. Kuno T. A Guide to Japanese Sculpture. — Tokyo: Mayuyama & Co., 1963. — LXIX, 100, 38 p.
  • 18. McCallum D. F. Heian Sculpture at the Tokyo National Museum: A Review Article. Part I // Artibus Asiae. —1973. — Vol. 35. — No. 3. — P. 278–292.
  • 19. McCallum D. F. Heian Sculpture at the Tokyo National Museum: A Review Article. Part II // Artibus Asiae. —1974. — Vol. 36. — No. 1/2. — P. 147–160.
  • 20. Paine R. T., Soper A. The Art and Architecture of Japan. — New Haven: Yale University Press, 1992. — 522 p.
  • 21. Schapiro M. Style // Anthropology Today: An Encyclopedic Inventory / Ed. A. L. Kroeber. — Chicago: University of Chicago Press, 1953. — P. 287–312.
  • 22. Stanley-Baker J. Japanese Art. — London: Thames and Hudson, 2014. — 240 p.