Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-66
Title От народного к профессиональному: искусство Бенгалии на стыке эпох
Author email emkarlova@yandex.ru
About author Карлова Евгения Михайловна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Центральной Азии. Государственный музей Востока, Никитский бульвар, д. 12 А, Москва, Российская Федерация, 119019. emkarlova@yandex.ru
In the section Искусство Востока DOI10.18688/aa199-6-66
Year 2019 Volume 9 Pages 748758
Type of article RAR Index UDK 7.032(34) Index BBK 85.153(3)
Abstract

Индийская народная печатная картина до сих пор мало привлекала внимание отечественных исследователей, хотя она представлена в собраниях Государственного музея истории религии, ГМИИ им. Пушкина, ГТГ. Государственный музей Востока недавно обрёл небольшой альбом калькуттских хромолитографий, история которого весьма показательна. Изначально он хранился восновном собрании музея, однако позже был перемещён в хранилище библиотеки — его художественные качества были оценены как недостойные музейного собрания. Сейчас, когда изучение народного, «популярного» искусства становится все актуальнее, необходимо дать новую оценку эстетике этих вещей. При этом необходимо основываться в том числе на социально-историческом контексте, в котором были созданы хромолитографии.

Калькутта представляет собой уникальный для Индии XIX в. художественный центр, где сформировалась синтетическая культура, отражающая как исконно индийскую, так и колониальную эстетику. Непродолжительная, но яркая история бытования народной картины Калькутты — калигхата, ксилографий баттала и затем хромолитографий, подготовила почву для сложения своеобразнойсовременной популярной культуры этой страны. Эволюция художественных приёмов и иконографии в калькуттских хромолитографиях в некоторой степени даёт возможность проследить и эволюцию национального самосознания индийских художников.

Keywords
Reference Карлова Е. М. От народного к профессиональному: искусство Бенгалии на стыке эпох // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 748–758. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-66
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Карлова Е. М. Современные боги Калькутты // Научные сообщения Государственного музея Востока. — 2016. — Вып. XXVII. — C. 294–312.
  • 2. Коллекция индийских хромолитографий из собрания И. П. Ювачёва: альбом-каталог / Авт.-сост. Е. В. Столярова. — СПб: Государственный музей истории религии, 2018. — 86 с.
  • 3. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Кн. 1–5. — СПб: Тип. Акад. наук, 1881. — 640 c.
  • 4. Шугуров П. Е. Проблемы терминологии в области городского искусства // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–3. — С. 261–263.
  • 5. Chatterjee R. Ravi Varma // Modern Review. — 1907. —Vol. 1. — No. 1 — P. 84–90.
  • 6. David R. Gods in Print. Masterpieces of India’s Mythological Art. — San Rafael: Mandala Publishing, 2012. — 226 p.
  • 7. Davis R. H. Picturing the Nation: Iconographies of Modern India. — New Delhi: Orient Longman, 2007. — 274 p.
  • 8. Empire and Art: British India / Ed. R. Dohmen. — Manchester: Manchester University Press, 2017. — 200 p.
  • 9. Guha-Thakurta T. Westernization and Tradition in South Indian Painting in the Nineteenth Century: The Case of Raja Ravi Varma (1848–1906) // Studies in History. — 1986. — Vol. 2. — No. 2. — P. 165–98.
  • 10. Guha-Thakurta T. The Making of a New “Indian” Art: Artists, Aesthetics and Nationalism in Bengal, c. 1850–1920. — Cambridge: The Open University, 1992. — 352 p.
  • 11. Jain K. Gods in the Bazaar. The Economies of Indian Calendar Art. — Durham: Duke University Press, 2007. — 434 p.
  • 12. Mahadevan S. A Very Old Machine: The Many Origins of the Cinema in India. — Albany: SUNY Press, 2015. — 256 p.
  • 13. McCutchion D., Bhaumika S. Patuas and Patua Art in Bengal. — Calcutta: Firma KLM, 1999. — 172 p.
  • 14. Rajendralal Mitra L. The Antiquities of Orissa. — Calcutta: Firma KLM, 1961. — 600 p.
  • 15. Sarkar N., Paul A. Woodcut Prints of Nineteenth Century Calcutta. — Calcutta: Seagull Books, 1983. — 128 p.