Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-63
Title Маравиджайя Будды и образ Паршванатхи. Параллелизм буддийской и джайнской иконографии в скульптуре Индии
Author email darya_vorobyeva@mail.ru
About author Воробьева Дарья Николаевна — кандидат искусствоведения, доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Старая Басманная ул., д. 21/4, Москва, Российская Федерация, 105066; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. darya_vorobyeva@mail.ru
In the section Искусство Востока DOI10.18688/aa199-6-63
Year 2019 Volume 9 Pages 716725
Type of article RAR Index UDK 7.032(34); 7.046.3 Index BBK 85.133(3)
Abstract

В статье речь идёт о проблеме появления схожих композиционных схем в искусстве разных конфессий Древней Индии и причинах их возникновения на примере двух иконографий — Будды, побеждающего демона Мару и сцены искушения Паршванатхи демоном Мегхмалем. Отправной точкой исследования послужили два рельефа из пещерных храмов, являющихся важнейшими памятниками буддийского и джайнского наследия — из буддийского № 26 в Аджанте и джайнского № 32 в Эллоре. Храмы создавались в разное время, разными династиями, поэтому рельефы относятся к V и к IX вв., то есть правлению династий Вакатака и Раштракута. Тем не менее, поскольку они расположены недалеко друг от друга (поблизости от города Аурангабад, штата Махараштра, в горах Западные Гхаты), влияние стиля скульптуры Аджанты на Эллору не оставляет сомнений и их относят к одной школе. В основе этих двух рельефов лежит центрическая композиция, в которой крупная фигура объекта почитания окружена прабхамандалой из персонажей гораздо меньшего масштаба. Такая иконографическая схема достаточно широко распространена в индийском религиозном искусстве, однако, в отличие от большинства прабхамандал, состоящих из почитающих, в этих рельефах окружающие существа носят явно враждебный характер по отношению к объекту поклонения. Важной особенностью разбираемых в статье композиций является наличие в них фигур музыкантов, играющих на разных инструментах. Значению этих изображений уделено особое внимание.

Keywords
Reference Воробьева Д. Н. Маравиджайя Будды и образ Паршванатхи. Параллелизм буддийской и джайнской иконографии в скульптуре Индии // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 716–725. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-63
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Воробьёва Д. Н. Кайласанатха и Чхота Кайласа в Эллоре. Проблема реплики в индийской архитектуре // Оригинал и повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока. — М.: ГИИ, 2014. — С. 126–139.
  • 2. Ольденбург С. Ф. Культура Индии / Сост., ред. и предисл. И. Ю. Крачковского. — М.: Наука, 1991. — 277 с.
  • 3. A History of South India / Ed. K. A. Nilakanta Sastri. — New Delhi, 2002. — 534 p. (1st pub. 1955).
  • 4. Acarya Padmakirti’s Pasanahacariu / Ed. P. K. Modi. (Prakrit Text Society series; no. 8). — Prakrit Text Society, 1965. — 232 p.
  • 5. Cowell E. B. (transl.). The Buddhacarita or Life of Buddha by Asvaghosa. — New Delhi: Cosmo, 1977. — Р. 136–138.
  • 6. Guruge A. W. P. The Buddha Encounters with the Mara the Tempter. Their Representation in Literature and Art. Buddhist Publication Society. — Kandy, Sri Lanka, 1997. — 28 p.
  • 7. Guthrie E. A Study of the History and Cult of the Buddhist Earth Deity in Mainland Southeast Asia. — University of Canterbury, 2004. — 225 p.
  • 8. Karetzky P. E. Mara, Buddhist Deity of Death and Desire // East & West. — 1982. — 32. — P. 75–92.
  • 9. Lalitavistara / English transl. B. Goswamy. Bibliotheca Indica Series No. 320. — Kolkata: Asiatic Society, 2001. — 412 p.
  • 10. Malandra G. H. Unfolding A Mandala: The Buddhist Cave Temples at Ellora / Bibliotheca Indo-Buddhica Series, no. 175. — Delhi: Sri Satguru Publications, 1997 (1st ed. SUNY, 1993). — 148 p.
  • 11. Owen L. N. Carving Devotion in the Jain at Ellora. — London; New York: Brill, 2012. — 294 p.
  • 12. Srinivasan K. R. Rock-Cut Temples in Tamil Nadu // Jaina Art and Architecture / Ed. A. Ghosh. — New Delhi: Bharatiya Jnanpith, 1975. — Vol. 2. — P. 207–209.
  • 13. Shah U. P. The Historical Origin and Ontological Interpretation of Arhat Parsva in Association with Dharanendra // Dhaky M. A. Arhat Parsva and Dharanendra Nexus. — Delhi: Motilal Banarsidas, 1997. — P. 32.
  • 14. Tiwari M. N. R. Parsvanatha Images in Ellora // Dhaky M. A. Arhat Parsva and Dharanendra Nexus. — Delhi: Motilal Banarsidas, 1997. — P. 107–114.
  • 15. Wayman A. Studies in Yama and Mara // Indo-Iranian Journal. — 1959. — 3.— P. 44–73, ill. 112–131.
  • 16. Winternitz M. A History of Indian Literature: Buddhist Literature and Jaina Literature. — Motilal Banarsidass Publisher, 1996 (1st ed. 1983). — 2000 p.