Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-27
Title За пределами женственности: св. Евгения и св. Анастасия в византийском и поствизантийском искусстве
Author email jennyalbani@gmail.com
About author Албани Дженни — Ph. D., историк искусства. Министерство культуры и спорта Греции, Бубулинас 20, Афины, Греция, 10682. jennyalbani@gmail.com
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa199-2-27
Year 2019 Volume 9 Pages 306317
Type of article RAR Index UDK 75.052 Index BBK 85.14
Abstract

В византийской агиографии известны жития святых жён, которые, переодевшись монахами, жили в мужских монастырях, скрывая свой пол и становясь мужественными подвижниками. Жития этих святых были написаны в V–VII вв. в Египте, Сирии и Палестине на греческом, сирийском, коптском, эфиопском, арабском и латинском языках. После того как эти территории были завоеваны арабами, в средневизантийский период, агиография переключилась на другие типы женской святости, оставив в стороне этих подвижниц.

Можно по-разному интерпретировать подвиг женщин, переодевшихся монахами. С древности мужество ассоциировалось с положительными качествами, тогда как женственность — со слабостью и духовной нищетой. В соответствии со святоотеческими писаниями преодоление женственности было для женщин единственным путём спасения души. Некоторые исследователи видят в поступках таких святых жён попытку подражать сильному полу и приобрести равный с ним статус в патриархальном обществе. Таким образом, святая жена, переодевшаяся мужчиной, — противоречивая фигура, вызывающая восхищение и в то же время споры.

Цель этой статьи — рассмотреть проблемы гендерной идентичности и иконографии в византийском искусстве VI–XVI вв. на примере святых жён, переодевшихся в мужское платье. Образы св. Евгении и св. Анастасии рассматриваются для исследования процесса создания двойственной гендерной идентичности и визуального языка, использовавшегося для этого византийскими художниками. Показано, что роль столицы, Константинополя, в формировании визуальной идентичности этих святых жён была решающей. Кроме того, исследуется символическое значение изображений св. Афанасии в иконографических программах кипрских церквей византийского и поствизантийского периодов, которые в остальных аспектах достаточно консервативны. Прослеживаются причины особой популярности этой святой на острове.

Изображение святых трансвеститов в Византии ставит под сомнение принятые представления о гендерной идентичности в восточнохристианской культуре и заставляет их пересмотреть. Исследование изображений св. Евгении и св. Анастасии показывает, что иконография этих святых трансвеститов ни в коей мере не была установившейся традицией, а скорее экспериментальным полем для византийских и поствизантийских художников.

Keywords
Reference Албани Д. За пределами женственности: св. Евгения и св. Анастасия в византийском и поствизантийском искусстве // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 306–317. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-27
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Alwis A. P. Celibate Marriages in Late Antique and Byzantine Hagiography. The Lives of Saint Julian and Basilissa, Andronikos and Athanasia, and Galaktion and Episteme. London; New York, Continuum International Publishing Group Publ., 2011. 352 p.
  • 2. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munich, C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung Publ., 1959. 851 p. (in German).
  • 3. Clugnet L. (ed.). Vie et récits de l’abbé Daniel, de Scété (VIe siècle). Revue de l’Orient Chrétien 1900, vol. 5, pp. 49–73, 370–406 (in French).
  • 4. Connor C. L. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus. Medieval Cyprus: Studies in Art, Architecture, and History in Memory of Doula Mouriki. Princeton N. J., Princeton University in association with Princeton University Press Publ., 1999, pp. 211–240.
  • 5. Connor C. L. Women of Byzantium. New Haven; London, Yale University Press Publ., 2004. 413 p.
  • 6. Constantinou St. Female Corporeal Performances. Reading the Body in Byzantine Passions and Lives of Holy Women. Uppsala, Acta Universitatis Upsaliensis Publ., 2005. 225 p.
  • 7. Davis S. J. Crossed Texts, Crossed Sex. Intertextuality and Gender in Early Christian Legends of Holy Women Disguised as Men. Journal of Early Christian Studies, 2002, vol. 10, no 1, pp. 1–36.
  • 8. Delcourt M. Le complexe de Diane dans l’hagiographie chrétienne. Revue de l’histoire des religions, 1958, vol. 153, no 1, pp. 1–33 (in French).
  • 9. Delehaye H. (ed.). Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. Brussels, Apud Socios Bollandianos Publ., 1902. 1255 cols. (in Greek).
  • 10. Delehaye H. Saints de Chypre. Analecta Bollandiana, 1907, vol. 26, pp. 161–301 (in French).
  • 11. Delierneux N. Virilité physique et sainteté feminine dans l’hagiographie orientale du IVe au VIIe siècle. Byzantion, 1997, vol. 67, no 1, pp. 179–243 (in French).
  • 12. Drakopoulou Eu. Saints Constantine and Helen. Eikones apo tis orthodoxes koinotetes tes Albanias (Icons from the Orthodox Communities of Albania). Athens, Europaiko Kentro Byzantinon kai Metabyzantinon Mnemeion, Mouseio Byzantinou Politismou Publ., 2006, pp. 74–77 (in Greek).
  • 13. Eliades I. A. (ed.). Maniera Cypria. The Cypriot Painting of the 13th Century between Two Worlds. Lefkosia, Archbishop Makarios III Foundation; Cyprus Tourism Organization Publ., 2017. 111 p.
  • 14. Gerolymatou M. Agores, emporoi kai emporio sto Byzantio (9os–12os ai.) (Markets, Merchants, and Trade in Byzantium (9th–12th Centuries)). Athens, National Hellenic Research Foundation Publ., 2008. 304 p. (in Greek).
  • 15. Grayson S. Disruptive Disguises: The Problem of Transvestite Saints for Medieval Art, Identity and Identification. Medieval Feminist Forum, 2009, vol. 45, no. 2, pp. 138–174. Available at: https://doi.org/10.17077/15368742.1814 (accessed 5 January 2019).
  • 16. Halkin F. Un Recueil de Légendes hagiographiques: Le MS. Bollandien 1009. Byzantinische Zeitschrift, 1951, vol. 44, pp. 253–257 (in French).
  • 17. Herrin J. “Femina Byzantina”: The Council in Trullo on Women. Dumbarton Oaks Papers, 1992, vol. 46, pp. 97–105.
  • 18. Hotchkiss V. R. Clothes Make the Man: Female Cross Dressing in Medieval Europe. New York; London, Garland Publishing, Inc. Publ., 2000. 201 p.
  • 19. Kazhdan A. Byzantine Hagiography and Sex in the Fifth to Twelfth Centuries. Dumbarton Oaks Papers, 1990, vol. 44, pp. 131–143.
  • 20. Koslin D. Clothing for Religious Women. Women and Gender in Medieval Europe. An Encyclopedia. New York; London, Routledge Publ., 2006, pp. 149–150.
  • 21. Loos-Noji P. Temptation and Redemption: A Monastic Life in Stone. Equally in God’s Image. Women in the Middle Ages. New York; San Francisco; Bern; Frankfurt am Main; Paris; London, Peter Lang Publ., 1990, pp. 220–232.
  • 22. Migne J.-P. (ed.). Symeonis Logothetae Metamphrastae, opera omniae. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca, vol. 116. Paris, Apud Gariner Fratres, editores et J.-P. Migne successores Publ., 1864. 1428 cols. (in Greek and Latin).
  • 23. Mouriki D. The Wall Paintings of the Church of the Panagia at Moutoullas, Cyprus. Byzanz und der Westen. Studien zur Kunst des europäischen Mittelalters. Vienna, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften Publ., 1984, pp. 171–213.
  • 24. Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Century. Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, Ekdotike Athenon Publ., 1990, pp. 102–124, 150–202, 384–387.
  • 25. Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as Attested by Church Decorations and Icon Painting. The Sweet Land of Cyprus. Papers Given at the Twenty-Fifth Jubilee Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991. Nicosia, The Cyprus Research Centre for the Society for the Promotion of Byzantine Studies Publ., 1993, pp. 237–277.
  • 26. Mouriki D. Portraits of St Theodosia in Five Sinai Icons. Thymiama ste mneme tes Laskarinas Mpoura (Incense in the Memory of Laskarina Boura). Athens, Mouseio Mpenaki Publ., 1994, pp. 213–219.
  • 27. Nicolaou-Kornari A.; Schabel Chr. (eds.). Cyprus. Society and Culture 1191–1374. Leiden; Boston, Brill Publ., 2005. 403 p.
  • 28. Papadakis A. Gangra, Local Council of. The Oxford Dictionary of Byzantium. New York; Oxford, Oxford University Press Publ., 1991, vol. 2, pp. 821–822.
  • 29. Papageorgiou A. Hiera Metropolis Paphou. Historia kai Techne. 1950 chronia apo ten hidryse tes (Holy Metropolis of Paphos. History and Art. 1950 Years since Its Foundation). Nicosia, H. Metropolis Paphou Publ., 1996. 225 p. (in Greek).
  • 30. Paraskevopoulou M. Researches into the Traditions of the Popular Religious Feasts of Cyprus. Nicosia, Zavallis Press Publ., 1982. 176 p.
  • 31. Patlagean E. L’histoire de la femme déguisée en moine et l’évolution de la sainteté féminine à Byzance. Studi Medievali, 1976, ser. 3, vol. 17, pp. 597–623 (in French).
  • 32. Pelekanides S. M.; Chrestou P. K.; Mauropoulou-Tsioume Ch.; Kadas S. N.; Katsarou Ai. Oi Thesauroi tou Hagiou Orous (The Treasures of the Holy Mountain), vol. 3. Athens, Ekdotike Athenon Publ., 1979. 327 p. (in Greek).
  • 33. Saradi-Mendelovici H. L’“infernitas sexus” présumée de la moniale byzantine: Doctrine ascétique et pratique juridique. Women and Byzantine Monasticism. Proceedings of the Athens Symposium 1988. Athens, Canadian Archaeological Institute at Athens Publ., 1992, pp. 87–97 (in French).
  • 34. Semoglou A. He Thekla sten Auge tou Christianismou. Eikonographike Melete tes Protes Gynaikas Martyra sten Techne tes Hysteres Archaiotetas (Thekla at the Dawn of Christianity. An Iconographic Study of the First Woman Martyr in the Art of Late Antiquity). Thessalonike, Aristoteleio Panepistemio Thessalonikes, Kentro Byzantinon Ereunon Publ., 2014. 155 p. (in Greek).
  • 35. Stylianou A.; Stylianou J. Donors and Dedicatory Inscriptions, Supplicants and Supplications in the Painted Churches of Cyprus. Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft, 1960, vol. 9, pp. 97–128.
  • 36. Stylianou A.; Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. London, Trigraph Publ., 1985. 517 p.
  • 37. Talbot A.-M. (ed.). Holy Women in Byzantium. Ten Saints’ Life in English Translation. Washington D.C., Dumbarton Oaks Research Library and Collection Publ., 1996. 378 p.
  • 38. Talbot Rice D.; Gunnis R.; Talbot Rice T. The Icons of Cyprus. London, George Allen and Unwin Publ., 1937. 287 p.
  • 39. Villemur F. Saintes et travesties du Moyen Âge. Clio. Femme, Genre, Histoire, 1999, vol. 10, Femmes travesties: un “mauvais” genre, pp. 1–23. Available at: https://journals.openedition.org/clio/253 (accessed 10 January 2019) (in French).
  • 40. Vogt K. “The Woman Monk”. A Theme in Byzantine Hagiography. Digitalt Universitetsbiblioteket i Bergen. Available at: https://digitalt.uib.no/bitstream/handle/1956.2/2997/The%20woman%20monk_Vogt.pdf?sequence=1 (accessed 10 January 2019).
  • 41. Wallace L. Bearded Woman, Female Christ: Gendered Transformations in the Legends and Cult of Saint Wilgefortis. Journal of Feminist Studies in Religion, Spring 2014, vol. 30, no. 1, pp. 43–63.
  • 42. Zakharova A. V. Miniatures of the Imperial Menologia. Nea Rhome. Rivista di ricerche bisantinistiche, 2011, vol. 7, pp. 131–153.
  • 43. Zakharova A. V. Imperial Menologia. Vizantiyskaia miniatiura. Vtoraia polovina X — nachala XII veka (The Byzantine Miniature from the Second Half of the 10th to Early 12th Century). Moscow, Gamma-Press Publ., 2012, pp. 207–235 (in Russian).
  • 44. Znorovszky A.-B. Between Mary and Christ: Depicting Cross-Dressed Saints in the Middle Ages, Doctoral Dissertation. Budapest, Central European University, 2016. 493 p. Available at: https://www.ceu.edu/sites/default/files/znorovszkyandrea-bianka_0.pdf (accessed 11 January 2019).