Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-26
Title Монументальная живопись Никейской империи: границы и этапы развития
Author email lukovnikova@mail.ru
About author Виноградова Елена Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д. 6, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 127051. lukovnikova@mail.ru
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa199-2-26
Year 2019 Volume 9 Pages 286305
Type of article RAR Index UDK 7.033.2...6+7.033.2...7 Index BBK 85.113(3)
Abstract

В статье даётся обзор сохранившейся живописи Никейской империи. С самого начала там образовалось несколько художественных центров. Ко времени основания империи Феодором I Ласкарем относятся фрески церкви Зоодохос Пиги на о. Кос и четвертый слой живописихрама на о. Тавшан Ада, выполненные явно одними художниками местной школы. К раннему этапу (первой трети XIII в.) можно отнести живопись в Карии и Ионии: на скале Инджекемер Таш и фрескус Благовестием свв. Иоакиму и Анне в несохранившейся церкви в Пунте на мысе Микале, Деисис в скевофилакии церкви Св. Иоанна Богослова в Эфесе, а также фрески Латмоса (пещера за воротами монастыря Келливарон, пещерные храмы Христа над Старым Латмосом и Св. Павла Латрейского). В них отголоски динамического стиля XII в. соединяются с новыми признаками — объёмными характерными ликами, на Латмосе моделированными в живой пастозной технике. Фрески Пергама (несохранились, прежде в Берлине) и Эфеса демонстрируют большую ординарность.

Следующий этап наступил при Иоанне III Ватаце и представлен росписью в церкви Кириакоселии на Крите (1230–1236), выполненной никейскими художниками. Это вдохновенная роспись хорошего качества, хотя и с чертами провинциализма. Ей свойственны пространственность композиций,сложная архитектура, динамичные позы и развороты персонажей, имеющих объёмные фигуры и пластичные лица, иногда гротескные. По сравнению с этими фресками третий слой росписи монастыря Архангела Михаила в Фари и первый слой в церкви Св. Фанурия в г. Родосе (обе на о. Родос,1226–1234), сделанные, по-видимому, никейскими мастерами, выглядят чуть более архаичными. Вероятно, под влиянием никейского искусства созданы росписи второго слоя трапезной монастыря Св. Иоанна Богослова на Патмосе, а непосредственно никейскими мастерами — живопись нескольких храмов на островах Крит, Лерос и Кос. Стиль росписей базилики в крепости Анайя и в двух пастофориях Св. Софии в Никее связан соследующим этапом развития искусства XIII в., 1240–1250-х гг. (в конце правления Иоанна III Ватаца ипри Феодоре II Ласкаре). Эти росписи развивают тенденции, намеченные в Кириакоселии. Им свойственно высокое качество живописи, монументальные масштабы фигур, живые развороты, акцентна объёме, в том числе в одеждах, пока ещё имеющих несколько ломкие складки, сложный колорит. Правильные крупные и красивые черты приданы ликам в Св. Софии. Впечатляет монументальный классицизм этих плохо сохранившихся росписей, которые можно поставить где-то между живописными ансамблями Милешевой и Сопочан. Скорее всего, никейскими мастерами была создана живопись церкви в Бояне в Болгарии 1259 г., первый слой храма Свв. Николая и Иоанна в Ставропигина Среднем Мани, а также фрески в обновлённом сразу после 1261 г. монастыре Богородицы Кириотиссы в Константинополе: спящий апостол подобен уже образам Сопочан. Нельзя недооценивать и роль Фессалоники в художественном процессе XIII в. Впрочем, картина художественных связей этого центра с Никеей, Константинополем и Вторым Болгарским царством сложна. Плохо сохранившиеся и мало известные памятники Никейской империи позволяют лучше понять художественные процессы ΧΙΙΙ в., приведшие к появлению раннепалеологовского стиля.

Keywords
Reference Виноградова Е. А. Монументальная живопись Никейской империи: границы и этапы развития // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 286–305. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-26
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Виноградова Е. А. Латмос как художественный центр Никейской империи // Лазаревские чтения 2018 г. — М.: КДУ, 2019 (в печати).
  • 2. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. — М.: Индрик, 2000. — 592 c.
  • 3. Жаворонков П. И. Культура Никейской империи // Культура Византии / Под ред. Г. Г. Литаврина. — М.: Наука, 1991. — С. 46–85.
  • 4. Попов И. Н. Латрос // Православная энциклопедия. Т. 40. — М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2015. — С. 170–174.
  • 5. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. — М.: Искусство, 1986. — 332 c.
  • 6. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. — София: Мартин Дринов, 1995. — 100 c.
  • 7. Чанева-Дечевска Н. Църковната архитектура в България през XI–XIV век. — София: Академия на науките, 1988. — 234 с.
  • 8. Alpatoff M. Les fresques de Saint-Sophie de Nicee // Echos ’d’Orient. — 1926. — T. 25. — P. 42–45.
  • 9. Bissinger M. Kreta, Byzantinische Wandmalerei. — München: Editio maris, 1995. — 278 S.
  • 10. Borboudakis M. Main Trends of Thirteenth Century Wall Painting in Crete // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 9–33.
  • 11. Cvetković B. The Painting Programs in Thirteenth Century Serbia: Structure, Themes, and Accents // Orient and Occident Méditerranéens au XIII siècle. Les programmes picturaux. — Rome: Picard,
  • 2012. — P. 157–176.
  • 12. Demus O. Die Entstehung des Paläologenstils in der Malerei. — München: s.e., 1958. — 63 S.
  • 13. Djurić V. La peinture murale byzantine. ΧΙΙe et XIIIe siècles // Actes du XVe Congrès International d’Études Byzantines. — Athènes: Association Internationale des Études Byzantines, 1979. — T. I. — P. 207–212.
  • 14. Iznik Throughout History. — Istanbul: s.e., 2003. — 312 p.
  • 15. Hadermann-Misguich L. Le Temps des Anges. Recueil d’études sur la peinture byzantine du XIIe siècle, ses antécédents, son rayonnement. — Bruxelles, Timperman Publ., 2005. — 270 p.
  • 16. Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai / Eds. R. S. Nelson, K. Collins. — Los Angeles: Getty Trust, 2006. — 295 p.
  • 17. Kalenderhane in Istanbul: The Buildings / Eds. C. L. Striker, D. Kuban. — Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 1997. — 150 p.
  • 18. Katsioti A. Between Princes and Labourers: The Legacy of Hosios Christodoulos and His Successors in the Aegean Sea 11th–13th c. // Byzantine and Post-Byzantine Art Crossing Borders. Art Readings /
  • Eds. E. Moutafov, I. Toth. — Sofia: Institute of Art Studies, 2017. — P. 91–128.
  • 19. Panayotidi M. Some Observations on Thirteenth-Century Sinai Icons and Bojana Frescoes // Боянската църква между Изтока и Запада в изкуството на християнска Европа / ред. Б. Пенкова. — София: Национален исторически музей, 2011. — C. 216–221.
  • 20. Panayotidi M. Thirteenth-Century Icons and Frescoes at St. Catherine’s Monastery on Mount Sinai. Some Observations // Orient and Occident Méditerranéens au XIII siècle. Les programmes picturaux. — Rome: Picard, 2012. — P. 87–102.
  • 21. Papageorghiou A. Icons from Cyprus. — Nicosia: The Holy Archbishopric of Cyprus, 1992. — 222 p.
  • 22. Patmos: Treasures of the Monastery / Ed. A. D. Kominis. — Athens: Ekdotike Athenon, 1988. — 383 p.
  • 23. Peschlow-Bindokat A.-L. Der Latmos. — Mainz: Philipp von Zabern, 1996. — 88 S.
  • 24. Pitamber N. R. Replacing Byzantium: Laskarid Urban Environments and the Landscape of Loss (1204–1261): Diss. — Los Angeles, 2015. — 478 p.
  • 25. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. — Recklinghausen: Aurel Bongers, 1967. — Bd 1. — 242 p.
  • 26. Ruggieri V., Zäh A. Visiting the Byzantine Wall Paintings in Turkey. — Rome: Orientalia Christiana, 2016. — 118 p.
  • 27. Schiemenz G. P. Die Malerei der Paulus-Hohle auf dem Latmos // Pantheon. — 1971. — Bd 29. — S. 46–53.
  • 28. Thierry N. Peintures d’Asie Mineure et de Transcaucasie aux Xe et XIe c. — London: Variorum reprints, 1977. — 350 p.
  • 29. Wiegand T. Der Latmos, Milet. III, 1. — Berlin: Georg Reimer, 1913. — 230 S.
  • 30. Zäh A. Die Monumentalfresken von “Incekemer Τaş“ im byzantinischen Karien // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. — 1999. — Bd 49. — S. 289–299.
  • 31. Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. Στο Θάρι της Ρόδου. Ο ναός και οι τοιχογραφίες της Μονής του Ταξιάρχη Μιχαήλ. — Αθήνα: Περπίνια, 2006. — 177 σ.
  • 32. Κατσιώτη Α. Eπισκόπηση της μνημειακής ζωγραφικής του 13ου αιόνα στα Δωδεκάνησα // Aρχαιολογικόν Δελτίον. — 1996–1997. — T. 51–52. — Σ. 269–302.
  • 33. Κεφάλα K. Οι τοιχογραφίες του 13ου αιόνα στις εκκλησίες της Ρόδου. — Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 2015. — 340 σ.
  • 34. Μπορμπουδάκης Μ. Ο ναός του Αγίου Νικολάου στα Κυριακοσέλια Αποκορώνου // Πεπραγμένα Ι’ Διεθνούς κρητολογικού συνεδρίου. — Χανιά, 2011. — Σ. 273–316.
  • 35. Ράπτης Κ. Θ. Αχειροποήτος Θεσσαλονίκης. Αρχιτεκτονική και Γλυπτός Διάκοσμος. Diss. — Θεσσαλονίκη, 2016. — 806 σ.