Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-20
Title Конхи в раннехристианском искусстве: границы пространственного восприятия
Author email alexandra.medennikova@gmail.com
About author Меденникова Александра Евгеньевна — магистр искусствоведения, аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. alexandra.medennikova@gmail.com
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa199-2-20
Year 2019 Volume 9 Pages 210219
Type of article RAR Index UDK 7.033.1 Index BBK 85.103(3)
Abstract

Изображение архитектуры становится особенно популярным мотивом в позднеантичное время. Передача на плоской или слегка изогнутой поверхности трехмерного пространства — одной из главнейших архитектурных категорий — всегда была непростой задачей. Одним из наиболее проблематичных элементов для изображения является конха, связанная в реальной архитектуре с апсидой или нишей. Тем не менее с помощью мотивов раковины и балдахина, заимствованных из архитектурной декорации конх, в изображении сохраняется внимание к пространству и ощущение его значимости. Месторасположения этих элементов одинаково в памятниках разных видов искусства. Во-первых, это ниша или ее обозначение с помощью полукруглого карниза. В этом случае раковина, как в саркофаге Юния Басса, является знаком изображения пространства, а балдахин, как в так называемом мавзолее Галлы Плацидии, осеняет фигуры, подчеркивая их значимость. Во-вторых, нередко эти мотивы встречаются в тимпанах фронтонов. Там они могут играть чисто символическую роль, обозначая священное пространство, как в стукковой декорации Баптистерия православных, или выделяя персонажа, как в диптихе Флавия Анастасия Проба. Кроме того, эти элементы могут образовывать смысловую ось в пространстве, как в ипогее на улице Дино Компаньи в Риме. Таким образом, можно заключить, что изображение конхи, обозначенной раковиной или балдахином, было очень важным мотивом в раннехристианском искусстве, выделявшим сакральное пространство и размещенных в нем персонажа или священный предмет.

Keywords
Reference Меденникова А. Е. Конхи в раннехристианском искусстве: границы пространственного восприятия // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 210–219. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-20
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Заиграйкина С. П. Мозаики V века в Италии. О некоторых особенностях стиля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2014. — Вып. 2 (14). — С. 9–29.
  • 2. Andaloro M. L’immagine nell’abside / M. Andaloro, S. Romano, A. Fraschetti. Arte e iconografia a Roma: da Constantino a Cola di Rienzo. — Milano: Jaca Book, 2000. — P. 93–132.
  • 3. Andaloro M. Dal ritratto all’icona / M. Andaloro, S. Romano. Arte e iconografia a Roma dal Tardoantico alla fine del Medioevo. — Milano: Jaca Book, 2002. — P. 31–67.
  • 4. Arias P. E. La fonte sacra di Locri dedicata a Pan ed Alle Ninfe // Bollettino d’Arte. — Firenze: Felice Le Monnier, 1940–41. — № 3. — P. 177–180.
  • 5. Aurea Roma: dalla città pagana alla città cristiana / A cura di S. Ensoli. — Roma: L’Erma di Bretschneider, 2000. — 711 p.
  • 6. Ball L. F. The Domus Aurea and the Architectural Revolution. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 311 p.
  • 7. Bisconti F. Absidi paleocristiane di Roma: antichi sistemi iconografici e nuove idee figurative // Atti del VI Colloquio dell’Associazione Italiana per lo studio e la conservazione del mosaico (Venezia, 20–23 Gennaio, 1999) / A cura di F. Guidobaldi e A. Paribeni. — Ravenna: Edizioni del Girasole, 2000. — P. 451–462.
  • 8. Bisconti F. “Monumenta picta”: l’arte dei Costantinidi tra pittura e mosaico // La civiltà antica al bivio tra Occidente e Oriente / A cura di A. Donati, G. Gentili. — Milano: Silvana Editoriale, 2005. — P. 174–187.
  • 9. Bisconti F. L’abside piena, l’abside vuota. Arredi e decorazioni al tempo dei Costantinidi / L’officina dello sguardo. Scritti in onore di Maria Andaloro / A cura di G. Bordi, I. Carlettini, M. L. Fobelli, M. R. Menna e P. Pogliani. — Vol. I. — Roma: Gangemi Editore, 2014. — P. 229–236.
  • 10. Brenk B. The Apse, the Image and the Icon. An Historical Perspective of the Apse as a Space for the Images. — Wiesbaden: Reichert Verlag, 2010. — 131 p.
  • 11. Burgess R. W. The Chronograph of 354: Its Manuscripts, Contents, and History // Journal of Late Antiquity. — 2012. — No. 5. — P. 345–396.
  • 12. Coarelli F. Rome and Environs. An Archaeological Guide. — London: University of California Press, 2007. — 555 p.
  • 13. Curl J. S., Wilson S. The Oxford Dictionary of Architecture. URL: http://www.oxfordreference.com/abstract/10.1093/acref/9780199674985.001.0001/acref-9780199674985-e-1127?rskey=iEfaBt&result=1361 (дата обращения: 31.01.2019).
  • 14. De Francovich G. Studi sulla scultura ravennate: I sarcofagi. — Ravenna: Cassa di Risparmio di Ravenna, 1958. — 175 p.
  • 15. Ferrua A. Catacombe sconosciute. Una pinacoteca del IV secolo sotto la via Latina. — Roma: Nardini Editore, 1990. — 155 p.
  • 16. Foletti I., Quadri E. L’immagine e la sua memoria. L’abside di Sant’Ambrogio a Milano e quella di San Pietro a Roma nel Medioevo // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — 2013. — Bd 76. — P. 475–492.
  • 17. Ghezzo A. Il battistero degli Ortodossi di Ravenna. Problemi ed aspetti architettonico-strumentali e decorativi // Felix Ravenna. — 1962. — No. 35. — P. 5–73.
  • 18. Guarducci M. “Camerae fulgentes” // Letterature comparate. Problemi di metodo. Studi in onore di Ettore Paratore / Ed. E. Paratore. — Bologna: Pàtron, 1981. — P. 799–817.
  • 19. Guidobaldi F. Caratteri e contenuti della nuova architettura dell’età costantiniana // Rivista di Archeologia Cristiana. — 2005. — Anno LXXX. — P. 233–276.
  • 20. Guidobaldi F. Leggere l’architettura costantiniana // Costantino I. Una enciclopedia sulla figura e l’immagine dell’imperatore del cosiddetto editto di Milano, 313–2013 / A cura di A. Melloni, P. Brown, J. Helmrath, E. Prinzivalli, S. Ronchey, N. Tanner (3 vols.). — Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 2013. — Vol. I. — P. 493–516.
  • 21. Kinney D. Communication in a Visual Mode: Papal Apse Mosaics // Journal of Medieval History. — 2018. — Vol. 44 (3). — P. 311–332.
  • 22. Krautheimer R. Corpus Basilicarum Cristianarum Romae. Le Basiliche Cristiane Antiche di Roma (sec. IV–IX). — Vol. I. — Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 1937. — 323 p.
  • 23. Liverani P. Camerae e coperture delle basiliche paleocristiane // Mededelingen van het Nederlands Instituut te Rome. — 2003. — 60/61. — P. 13–27.
  • 24. Mazzotti M. La basilica di Sant’Apollinare in Classe e studi successivi. — Ravenna: Libreria Antiquaria Tonini, 2017. — 445 p.
  • 25. Osés Camiruaga I., Iglesias M. A., Magaña M. E. S., Pascual E. S. La arquitectura del hipogeo de via Latina en Roma. — Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 1994. — 55 p.
  • 26. Thunø E. The Apse Mosaic in Early Medieval Rome. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — 325 p.