Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-62
Title Изображая Катерину Корнаро
Author email psf@larnaka.com
About author Йосиф Хадзикириакос — Ph. D., директор Фонда Ставридиса — Архивов Ларнаки. Zenonos Kitieos 1, 6023, Ларнака, Кипр. psf@larnaka.com
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-62
Year 2019 Volume 9 Pages 686691
Type of article RAR Index UDK 7.041.5+7.034(450)6 Index BBK 85.143(3)
Abstract

Одной из ключевых фигур во взаимоотношениях Венецианской республики и Востока, без сомнения, была Катерина Корнаро (1454–1510), супруга короля Кипра, Иерусалима и Армении, впоследствии сама — королева острова, но что важнее, «дочь» Венеции. Её изображений до нашего времени дошло не много. На всех прижизненных портретах Катерина предстаёт как светская, монаршая особа, одетая по венецианской моде своего времени. В произведениях второй половины XVI в. королева Кипра изображается свободнее, вне каких-либо социальных стереотипов, связанных с её статусом. В 1540-е гг. Тициан пишет Катерину Корнаро в образе св. Екатерины Александрийской. На знаменитой картине мастера (ныне в галерее Уффици, Флоренция) королева впервые изображена в роскошном платье с короткими рукавами. В следующем столетии этот наряд в различных вариациях станет отличительной чертой целой череды изображений королевы, а также других «женщин Востока». Но почему венецианский художник одевает королеву Кипра в этот наряд? Носила ли Катерина Корнаро одежды восточного кроя? Как одевались в то время другие женщины средиземноморского Востока? Исходя из описанного контекста, а также опираясь на современные исследования, автор статьи отвечает на этот вопрос с учётом политических и финансовых взаимоотношений между двумя империями — умирающей и готовящейся к расцвету. Работы Тициана и его последователей сравниваются с портретами Катерины Корнаро, созданными при её жизни. В то же время платье, изображённое Тицианом, сопоставляется с живописными и другими прототипами из оттоманского мира в попытке выявить источник вдохновения венецианского живописца.

Keywords
Reference Хадзикириакос Й. Изображая Катерину Корнаро // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 686–691. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-62
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Arbel B. Traffici Marittimi e Sviluppo Urbano a Cipro (secoli 13–16). Poleggi E. (ed.). Citta’ Portuali del Mediterraneo. Genova, 1989, pp. 89–94 (in Italian).
  • 2. Arbel B. The Cypriot Nobility from the Fourteenth to the Sixteenth Centuries: A New Interpretation. Cyprus, the Franks and Venice, 13th–16th Centuries. London, Ashgate Publ., 2000, pp. 175–197.
  • 3. Arbel B. The Reign of Caterina Corner (1473–1489) as a Family Affair. Studi Veneziani, 1993, no. 26, pp. 67–85.
  • 4. Aristidou E. Anekdota Eggrafa tes Kyproy apo ta Kratika Arxeia Venetias (Unpublished Documents on Cyprus from the State Archive in Venice). Nicosia, Scientific Research Center Publ., 1990. 346 p. (in Greek).
  • 5. Faroqhi S.; Neumann C. K. (eds.). Ottoman Costumes, from Textile to Identity. Istanbul, Eren Publ., 2004. 336 p.
  • 6. Frigerio-Zeniou S. Luxe et Humilité: se vêtir à Chypre qu XVIe siècle. Limassol, Nostos Publ., 2012. 438 p. (in French).
  • 7. Grivaud G. Entrelacs Chiprois. Essai sur les lettres et la vie intellectuelle dans la Royume du Chypre 1191–1570. Nicosia, Mufflon Publ., 2009. 359 p. (in French).
  • 8. Hill G. A History of Cyprus. The Frankish Period 1432–1571. New York, Cambridge University Press Publ., 1948 (1972). 1198 p.
  • 9. Jacoby D. The Venetians in Byzantine and Lusignan Cyprus: Trade, Settlement, Politics. Konnari A. (ed.). La Serenissima and la Nobilissima, Venice in Cyprus and Cyprus in Venice. Nicosia, Bank of Cyprus Cultural Foundation Publ., 2009, pp. 59–100.
  • 10. Kitromelides P. M. Kyproi ste Venetia (Cypriots in Venice). Konnari A. (ed.). La Serenissima and la Nobilissima, Venice in Cyprus and Cyprus in Venice. Nicosia, Bank of Cyprus Cultural Foundation Publ., 2009, pp. 207–217 (in Greek).
  • 11. Maury C. (ed.). A la Cour du Grand Turc, Caftans du Palais de Topkapi. Paris, Musee du Louvre Publ., 2009. 158 p. (in French).
  • 12. Molteni M. Per l’Iconografia Cinquecentesca di Caterina Cornaro. Syndikus C.; Rogge S. (eds.). Caterina Cornaro, Last Queen of Cyprus and Daughter of Venice. New York, Waxmann Publ., 2013, pp. 11–32 (in Italian).
  • 13. Perocco D. Caterina Cornaro nell’ “Istoria Viniziana” di Pietro Bembo. Studi Veneziani, 1993, no. 25, pp. 153–167 (in Italian).
  • 14. Rizopoulou-Egoumenides F. E Astike Endemasia tes Kyprou kata ton 18o kai 19o aiona (The Urban Attire in Cyprus during the 18th Century). Nicosia, Popular Bank Cultural Foundation Publ., 313 p. (in Greek).
  • 15. Syndikus C.; Rogge S. (eds.). Caterina Cornaro, Last Queen of Cyprus and Daughter of Venice. New York, Waxmann Publ., 2013. 480 p.
  • 16. Syndikus C. Tra Autendicita’ Storica e Invenzione Romantica. L’ Immagine di Caterina Cornaro nella Tradizione artistica e Storico-artistica dell’Otto e Novecento. Syndikus C.; Rogge S. (eds.). Caterina Cornaro, Last Queen of Cyprus and Daughter of Venice. New York, Waxmann Publ., 2013, pp. 33–80 (in Italian).