Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-61
Title «Дама за туалетом» Джулио Романо в свете социальной истории искусства
Author email olgalnazarova@gmail.com
About author Назарова Ольга Алексеевна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, ул. Мясницкая, д. 20, Российская Федерация, 101000. olgalnazarova@gmail.com
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-61
Year 2019 Volume 9 Pages 674685
Type of article RAR Index UDK 7.034...6 Позднее Возрождение Index BBK 85.14
Abstract

Статья посвящена выявлению возможной функции картины Джулио Романо «Дамаза туалетом» и поиску историко-социального контекста её возникновения. На основании сравнительного анализа иконографии и способов репрезентации модели опровергается долго бытовавшая в научной литературе интерпретация данного полотна как любовного портрета и доказывается его принадлежность к жанру живописных брачных эпиталам, получивших распространение в Италии в начале XVI в. Рассмотрение картины в контексте творческой биографии Джулио Романо позволило связать её с бракосочетанием мантуанского герцога Федерико II Гонзага и Маргариты Палеолог, состоявшимся в 1531 г., и выдвинуть новую датировку, связанную с обстоятельствами свадьбы. Эта связь подтверждается сопоставлением картины с портретом невесты герцога, также написанным Джулио Романо (Хэмптон-Корт, Лондон). Изучение московской картины в ряду других живописных свадебных произведений обогащает представления об особенностях художественного языка этого типа картин и одновременно ставит новые вопросы, в частности о характере использования портретных черт в образах Венеры.

Keywords
Reference Назарова О. А. «Дама за туалетом» Джулио Романо в свете социальной истории искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 674–685. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-61
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Маркова В. Э. Государственный музей изобразительных искусства имени А. С. Пушкина. Т. 1. Италия VIII–XVI веков. Собрание живописи. — М.: Галарт, 2002. — С. 191–195.
  • 2. Яйленко Е. В. «Распусти косы!» Сюжет «женщина с зеркалом» в искусстве венецианского Возрождения // Искусствознание. — 2018. — № 1. — С. 208–241.
  • 3. Ahrendt M. S. The Cultural Legacy and Patronal Stewardship of Margherita Paleologa (1510–1566), Duchess of Mantua and Marchesa of Montferrat. Ph. D. Dissertation. — Washington University, 2002. — 414 p.
  • 4. Art and Love in Renaissance Italy / Ed. A. Bayer. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 2008. — 392 р.
  • 5. Bayer A. From Cassone to Poesia: Paintings of Love and Marriage in the Italian Renaissance // Art, and Love in Renaissance Italy / Ed. A. Bayer. — New York, The Metropolitan Museum of Art, 2008. — P. 230–237.
  • 6. Bazzotti U. Disegni per argenterie // Giulio Romano: Exh. Cat. / Ed. E. Gombrich et al. — Milano: Electa, 1989. — P. 454–465.
  • 7. Borobia M. Paris Bordone. Portrait of a Young Woman. URL: https://www.museothyssen.org/en/collection/artists/bordone-paris/portrait-young-woman (дата обращения: 29.01.2019).
  • 8. Boutin L. C. Displaying Identity in the Mantuan Court: The Maiolica of Isabella d’Este, Federico II Gonzaga, and Margherita Paleologa. Ph. D. Dissertation. — University of California, Los Angeles, 2011. — 384 p.
  • 9. Cheney L. Giovanni Antonio Bazzi, Allegories of Love: Emblematic Ardor // Cultural and Religious Studies. — 2017, May. — Vol. 5. — No. 5. — P. 277–313.
  • 10. Christiansen K. Lorenzo Lotto and the Tradition of Epithalamic Painting // Apollo. — 124. — 1986, September. — P. 166–173.
  • 11. Fahy E. Entry on Lorenzo Lotto, Venus and Cupid // Metropolitan Museum of Arts. Recent Acquisitions: A Selection, 1986–1987. — New York: Metropolitan Museum of Arts, 1987. — P. 33–34.
  • 12. Fürstenhöfe der Renaissance: Giulio Romano und die klassische Tradition [Ausstellung]. — Wien: Kunsthistorishes Museum, 1990. — 337 S.
  • 13. Giulio Romano. Repertorio di Fonti documentarie. Vol. 1. P. 2 (1507–1536) / Ed. D. Ferrari. — Roma: Pubblicazioni degli Archivi di Stato, Fonti XIV, 1992. — P. 328–712.
  • 14. Goffen R. Titian’s ‘Sacred and Profane Love’ and Marriage // The Expanding Discourse: Feminism and Art. — New York: Harper Collins, 1992. — P. 328–712.
  • 15. Goffen R. Titian’s Sacred and Profane Love: Individuality and Sexuality in a Renaissance Marriage Picture // Studies of History of Art.— 1993. — XXV. — P. 120–144.
  • 16. Goffen R. Sex, Space and Social History of Art // Titian’s Venus of Urbino / Ed. R. Goffen. — Cambridge: Cambridge Univesity Press, 1997. — P. 63–90.
  • 17. Goodman-Soellner E. Poetic Interpretations of the “Lady at Her Toilette” Theme in Sixteenth-Century Painting // The Sixteenth Century Journal. — 1983, Winter. — Vol. 14. — No. 4. — P. 426–442.
  • 18. Gorrini M. E. Afrodite Velata di Mantova: nuovi osservazion // International Conference “Imagines”, the Reception of Antiquity in Performing and Visual Arts / Ed. M. J. Castillo Pascual. — Logroño: Universidad de La Rioja, 2008 — P. 333–350.
  • 19. Hartt F. Giulio Romano.—New Haven: Yale University Press, 1958. — 356 p.
  • 20. Held J. Flora, Goddess and Courtesan // De Artibus Opuscula XL: Essays in Honor of Ervin Panofsky / Ed. M. Meiss. — New York: New York University Press, 1961 — P. 201–218.
  • 21. La Fornarina di Raffaello / Ed. L. Mochi Onori. — Milano: Skira, 2002. Ресурс, базирующийся на этой публикации URL: http://www.beniculturali.it/mibac/multimedia/MiBAC/minisiti/fornarina/menu.html (accessed: 29.01.2019).
  • 22. McHam S. B. Reflections of Pliny in Giovanni Bellini’s Woman with a Mirror // Artibus et Historiae. — 2008. — P. 157–171.
  • 23. Mellencamp E. H. A Note on the Costume of Titian’s Flora // The Art Bulletin. — 1969. — No. 51. — P. 174–177.
  • 24. The Renaissance Nude / Ed. T. Kern, J. Burke, St. J. Campbell. — Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2018. — 419 p.
  • 25. Rogers M. The Decorum of Women’s Beauty: Trissino, Firenzuola, Luigini and the Representation of Women in Sixteenth Century Painting // Renaissance Studies. — 1988. — Т. 2. — No. 1. — P. 47–88.
  • 26. Splendours of the Gonzaga / Ed. D. Chambers, J. Martineau. — London: Victoria and Albert Museum, 1981. — 262 p.
  • 27. Santore C. The Tools of Venus // Renaissance Studies. — 1997. — Т. 11. — No. 3. — P. 179–207.
  • 28. Santore C. Like a Nymph // Source: Notes in the History of Art. — 2008. — Т. 27. — No. 4. — P. 20–26.
  • 29. Sizonenko T. Solving the Mystery of the Sitter in Bartolomeo Veneto’s Portrait of a Lady in a Green Dress // California Italian Studies. — 2016.— 6 (1). — P. 1–36.
  • 30. Steele B. D. In the Flower of Their Youth: “Portraits” of Venetian Beauties ca. 1500 // The Sixteenth Century Journal. — 1997, Summer. — Vol. 28. — No. 2. — P. 481–502.
  • 31. Syson L. Belle: Picturing Beautiful Women // Art, and Love in Renaissance Italy. — New York: The Metropolitan Museum of Art. — 2008. — P. 246–254.
  • 32. Taylor V. From Sketchbook to Princely Table: Giulio Romano’s Silverware Designs // Giulio Romano e l’arte del Cinquecento / Ed. U. Bazzotti. — Modena: Panini Editore, 2014. — P. 137–153.
  • 33. Whitaker L., Clayton M. The Art of Italy in the Royal Collection: Renaissance and Baroque. — London: Royal Collection Publications, 2007. — P. 136–138.