Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-60
Title Границы в атрибуции: о двух итальянских мраморных рельефах с изображением апостолов из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина
Author email Vasily.rastorguev@arts-museum.ru
About author Расторгуев Василий Алексеевич — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 119019. Vasily.rastorguev@arts-museum.ru
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-60
Year 2019 Volume 9 Pages 668673
Type of article RAR Index UDK 72.04:73;7.027.2;7.061 Index BBK 85.133(3)
Abstract

Статья посвящена вопросу атрибуции двух мраморных рельефов с изображением апостолов с книгой, хранящихся в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина с 1934 г. Не фигурировавшие до сих пор ни в одной научной публикации, рельефы ещё мало известны специалистам и представляют собой несомненный интерес. Рельефы традиционно приписывались неизвестному итальянскому скульптору XVI столетия, предположительно из Венеции, однако их точное происхождение, предназначение и даже иконография до сих пор не были установлены. Ряд особенностей исполнения ставит перед исследователем вопросы стилистического и иконографического характера, которые не позволяют считать традиционную атрибуцию полностью удовлетворительной. Вместе с тем сопоставление рельефов из ГМИИ с имеющим идентичную иконографию малоизвестным памятником южноитальянской скульптуры — рельефами кафедры собора в г. Нола близ Неаполя работы мастера Джованни да Нола (1478–1559), учившегося у Бенедетто да Майано, даёт интересные результаты. Осложняет атрибуцию тот факт, что кафедра Джованни да Нола дошла до наших дней, будучи до неузнаваемости отреставрированной неаполитанским скульптором второй половины XIX в. Сальваторе Чеппаруло, работавшим в стилистике подражания старым мастерам. Вопрос о соотношении в ней подлинных и «новых» элементов, занимающий современных исследователей, одинаково актуален и в отношении скульптур из ГМИИ.

Keywords
Reference Расторгуев В. А. Границы в атрибуции: о двух итальянских мраморных рельефах с изображением апостолов из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 668–673. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-60
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Капистка В. В. М. Н. Тухачевский: «В этих вопросах „Юнкерс“ значительно обогнал „ЦАГИ“». Некоторые проблемы военного сотрудничества СССР с Германией и Францией. 1920–1930-е годы // Военно-исторический журнал. — 2005. — № 8. — С. 45–49.
  • 2. Campone M. C. L’Attivita di Salvatore Cepparulo nel Duomo di Nola // Nola fuori di Nola. Itinerari Italiani ed Europei di alcuni nolani illlustri / XXX Distretto Scolastico, Nola; a cura di T. R. Toscano. — Nola: Ager Nolanus, 2001. — P. 351–380.
  • 3. Fabre G. Roma a Mosca: lo spionaggio fascista in URSS e il caso Guarnaschelli. — Bari: Edizioni Dedalo, 1997. — 379 p.
  • 4. Ruotolo R. Cepparulo, Salvatore // Dizionario Biografico degli Italiani. — 1979. —Vol. 23. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/salvatore-cepparulo_(Dizionario-Biografico) (дата обращения: 28.01.2019).
  • 5. Scardino L. Sculture di Giuseppe Virgili / Museo di Belriguardo. — Ferrara: Liberty House, 1989. — 69 p.
  • 6. Toscano G. Il pulpito del Duomo di Nola // Antologia di Belle Arti. — 1994. — N.S., № 48–51. — P. 30–37.
  • 7. Toscano G. Frammenti cinquecenteschi della cattedrale di Nola: Giovanni da Nola, Andrea da Salerno, Annibale Caccavello, Gerolamo D’Auria e Francesco Cassano // Nola e il suo teritorio dalle fine del Medio Evo al XVII secolo / XXX Distretto Scolastico, Nola; a cura di T. R. Toscano. — Nola: Ager Nolanus, 1996. — P. 107–135.
  • 8. Toscano G. La scultura a Nola dagli Orsini agli Albertini // Nola e il suo teritorio dalle fine del Medio Evo al XVII secolo / XXX Distretto Scolastico, Nola; a cura di T. R. Toscano. — Nola: Ager Nolanus, 1996. — P. 85–105.