Title | Образы святых покровителей в придворной культуре и искусстве ренессансной Феррары: на границе между сакральным и куртуазным | ||||||||
Author | Чуркина Д. А. | daria-4991@mail.ru | |||||||
About author | Чуркина Дарья Александровна — научный сотрудник. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Кремль, Москва, Российская Федерация, 103132. daria-4991@mail.ru | ||||||||
In the section | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa199-5-55 | ||||||
Year | 2019 | Volume | 9 | Pages | 619–627 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 745.04 | Index BBK | 85.147 | ||||
Abstract |
В XV–XVI вв. феррарский двор славился своей роскошью и богатством по всей Европе, что стало результатом методично проводимой правителями Феррары «политики великолепия» —комплекса мер, направленных на возникновение и поддержание безусловного авторитета представителей правящей династии д’Эсте. Одним из важных принципов культурной политики д’Эсте было сохранение куртуазных традиций позднего Средневековья, находившее выражение в обычаях, литературе и изобразительном искусстве феррарского двора. Зачастую образы позднесредневековой, в том числе религиозной, культуры становились проводниками уже новых, гуманистических идей. Святые покровители Феррары — святого Георгия и святого Маврелия — являлись символами преемственности традиций от Средневековья к Новому времени. Однако уже в период Раннего Возрождения фигуры этих святых постепенно стали ассоциироваться не только с городом, но и с представителями правящей династии. Важно учитывать, что «политика великолепия», проводимая синьорами д’Эсте, не ограничивалась исключительно светской культурой. Напротив, набожность и покровительство церкви оставались важнейшими добродетелями монарха. Святой Георгий, считавшийся воплощением идеального христианского рыцаря, одновременно ассоциировался с правителем Феррары, тогда как святой Маврелий мог олицетворять епископа, чей пост также часто занимали представители правящей династии или семей их придворных. Иконографический анализ образов этих святых в изобразительном искусстве и культуре ренессансной Феррары позволяет продемонстрировать особенности синтеза куртуазной, христианской и гуманистической составляющих «политики великолепия» династии д’Эсте. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Чуркина Д. А. Образы святых покровителей в придворной культуре и искусстве ренессансной Феррары: на границе между сакральным и куртуазным // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 619–627. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-55 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|