Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-55
Title Образы святых покровителей в придворной культуре и искусстве ренессансной Феррары: на границе между сакральным и куртуазным
Author email daria-4991@mail.ru
About author Чуркина Дарья Александровна — научный сотрудник. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Кремль, Москва, Российская Федерация, 103132. daria-4991@mail.ru
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-55
Year 2019 Volume 9 Pages 619627
Type of article RAR Index UDK 745.04 Index BBK 85.147
Abstract

В XV–XVI вв. феррарский двор славился своей роскошью и богатством по всей Европе, что стало результатом методично проводимой правителями Феррары «политики великолепия» —комплекса мер, направленных на возникновение и поддержание безусловного авторитета представителей правящей династии д’Эсте. Одним из важных принципов культурной политики д’Эсте было сохранение куртуазных традиций позднего Средневековья, находившее выражение в обычаях, литературе и изобразительном искусстве феррарского двора. Зачастую образы позднесредневековой, в том числе религиозной, культуры становились проводниками уже новых, гуманистических идей. Святые покровители Феррары — святого Георгия и святого Маврелия — являлись символами преемственности традиций от Средневековья к Новому времени. Однако уже в период Раннего Возрождения фигуры этих святых постепенно стали ассоциироваться не только с городом, но и с представителями правящей династии. Важно учитывать, что «политика великолепия», проводимая синьорами д’Эсте, не ограничивалась исключительно светской культурой. Напротив, набожность и покровительство церкви оставались важнейшими добродетелями монарха. Святой Георгий, считавшийся воплощением идеального христианского рыцаря, одновременно ассоциировался с правителем Феррары, тогда как святой Маврелий мог олицетворять епископа, чей пост также часто занимали представители правящей династии или семей их придворных. Иконографический анализ образов этих святых в изобразительном искусстве и культуре ренессансной Феррары позволяет продемонстрировать особенности синтеза куртуазной, христианской и гуманистической составляющих «политики великолепия» династии д’Эсте.

Keywords
Reference Чуркина Д. А. Образы святых покровителей в придворной культуре и искусстве ренессансной Феррары: на границе между сакральным и куртуазным // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 619–627. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-55
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Ворагинский И. Золотая легенда. — Т. 1. — М.: Изд-во францисканцев, 2017. — 527 с.
  • 2. Baruffaldi G. Vite de’ Pittori e Scultori ferraresi scritte dall’Arciprete Girolamo Baruffaldi con annotazioni, vol. I [1697–1722]. —Ferrara: Domenico Taddei, 1844. — 471 p.
  • 3. Campbell S. J. Cosmè Tura. Painting and Design in Renaissance Ferrara. — Milano: Electa, 2002. —293 p.
  • 4. Gundersheimer W. L. Ferrara estense. Lo stile del potere [1973]. — Modena: Franco Cosimo Panini, 2005. — 237 p.
  • 5. Longhi R. Officina ferrarese: 1934; seguita dagli ampliamenti 1940 e dai nuovi ampliamenti 1940–55. — Firenze: Sansoni, 1956. — 271 p.
  • 6. Riccomini E. Cosmè Tura. — Milano: Rizzoli, Skira, 2012. —189 p.
  • 7. Diario ferrarese dall’anno 1409 sino al 1502 di autori incerti / a cura di G. Pardi. — Bologna: Nicola Zanichelli, 1928. — 368 p.
  • 8. Legendario e vita et miracoli di santo Maurelio episcopo patron & aduocato di Ferrara [1489]. — Ferrara: Francesco Rossi, 1570. — 20 p.
  • 9. Torboli M. L’Arte Sacra. Arte per la Devozione nelle Chiese di Ferrara // Chiese e Monasteri di Ferrara. Devozione Storia Arte di una Città della Fede. — Ferrara: Comunicarte, 2000. — P. 23–26.