Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-54
Title Образ Дидоны в итальянской живописи XV века: границы интерпретации
Author email piven06@yandex.ru
About author Пивень Марина Георгиевна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный гуманитарный университет. Миусская пл., д. 6. Москва, Российская Федерация, 125993. piven06@yandex.ru
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-54
Year 2019 Volume 9 Pages 606618
Type of article RAR Index UDK 7.046.2 Index BBK 85.103(3)
Abstract

В XV в. растущее внимание к гуманистической культуре обусловило появление в живописи Италии сюжетов и образов, пришедших из поэзии и истории Древнего Рима. В картинах на античные сюжеты визуализированы представления об идеалах морали, благородстве поступков, взаимоотношении судьбы человека и жизненного пути, выбираемого им самим. В круг наиболее популярных женских персонажей светской живописи Кватроченто входил образ легендарной царицы Карфагена Дидоны, знакомой итальянцам в нескольких версиях: из сочинений античных историков, римской поэзии, средневековых рыцарских романов. В статье сделана попытка показать многообразие смысловых контекстов, определявших характер интерпретации трагического образа Дидоны в итальянской живописи Кватроченто. Особенности художественного воплощения легендарных и поэтических сюжетов рассмотрены на примерах повествовательных картин, украшавших свадебные сундуки работы мастерских Аполлонио ди Джованни и Франческо ди Джорджо Мартини, и композиций мастеров Либерале да Верона и Андреа Мантеньи. Уделено внимание важным принципам визуальной интерпретации образов: структуре живописного нарратива, выразительным средствам, повторяющимся атрибутам.

Keywords
Reference Пивень М. Г. Образ Дидоны в итальянской живописи XV века: границы интерпретации // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 606–618. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-54
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Альберти Л.-Б. Три книги о живописи // Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. Т. II. — М., 1937. — С. 25–63.
  • 2. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. — М.: Художественная литература, 1967. — 688 с.
  • 3. Петрарка Ф. Письма. — СПб.: Наука, 2004. — 622 с.
  • 4. Петрарка Ф. Стихотворения; Триумфы: Поэма. — М.: Мир книги, 2008. — 352 с.
  • 5. Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. — М.: Художественная литература, 1971. — 462 с.
  • 6. Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы / Пер. с лат. С. А. Ошерова. — М.: Художественная литература, 1973. — 528 с.
  • 7. Юстин Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 496 с.
  • 8. Akbar Khan H. Dido and the Sword of Aeneas // Classical Philology. — 1968. — Vol. 63. — No. 4. — P. 283–285.
  • 9. Bajoni M. G. Condere urbem: da Didone a Christine de Pizan // L’Antiquité Classique. — 2002. — T. 71. — P. 141–147.
  • 10. Boccaccio G. Genealogy of the Pagan Gods [English & Latin]. — Vol. I. Books I–V. — Cambridge; Massachusetts; London: Harvard University Press, 2011. — 887 p.
  • 11. Brownlee K. Dante, Beatrice, and the Two Departures from Dido // MLN. — 1993. —Vol. 108, Italian Issue. — No. 1. — P. 1–14.
  • 12. Campbell C. ‘Liberale da Verona, Dido’s Suicide’ in ‘Building the Picture: Architecture in Italian Renaissance Painting’ — The National Gallery, London, 2014. URL: http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/research/exhibition-catalogues/building-the-picture/architectural-time/liberale-da-veronadido-suicide (дата обращения: 30.01.2019).
  • 13. De Jong J. L. Dido in Italian Renaissance Art. The Afterlife of a Tragic Geroine // Artibus et Historiae. — 2009. — Vol. 30. —No. 59. — P. 73–89.
  • 14. Desmond M. Reading Dido: Gender, Textuality, and the Medieval Aeneid (Medieval Cultures, Vol. 8). — University of Minnesota Press, 1994. — 296 p.
  • 15. Duclos G. S. Dido as ‘Triformis Diana’ // Vergilius. — 1969. — No. 15. — P. 33–41.
  • 16. Edgeworth R. J. The Death of Dido // The Classical Journal. — 1977. — Vol. 72. — No. 2. — P. 129–133.
  • 17. Flatcher F. Mantegna’s Fictive Bronze Judith and Dido: Beyond Exemplarity // Andrea Mantegna: Making Art (History) / Ed. S. J. Campbell, J. Koering. — Wiley-Blackwell, 2016. — P. 177–200.
  • 18. Franklin M. Mantegna’s “Dido”: Faithful Widow or Abandoned Lover? // Artibus et Historiae. — 2000. — Vol. 21. — No. 41. — P. 111–122.
  • 19. Franklin M. Vergil and the “Femina Furens”: Reading the “Aeneid” in Renaissance “Cassone” Paintings // Vergilius. —2014. — Vol. 60. — P. 127–144.
  • 20. Gombrich E. Apollonio di Giovanni: A Florentine Cassone Workshop Seen through the Eyes of Humanist Poet // Journal of the Warburg and Courtauld Institute. — 1955. — XVIII. — P. 16–34.
  • 21. Kay T. Dido, Aeneas, and the Evolution of Dante’s Poetics // Dante Studies, with the Annual Report of the Dante Society. — 2011. — No. 129. — P. 135–160.
  • 22. Morrison J. K. Apollonio di Giovanni’s “Aeneid” Cassoni and the Virgil Commentators // Yale University Art Gallery Bulletin. — 1992. — P. 26–47.
  • 23. Nappa Ch. Unmarried Dido: Aeneid 4.550–52 // Hermes, 135. Jahrg. — 2007. — H. 3. — P. 301–313.
  • 24. Starr R. J. Weaving Delays: Dido and Penelope in Vergil, “Aeneid” IV, 50–53 // Latomus. — 2009. — T. 68. — Fasc. 4. — P. 910–914.
  • 25. Stechow W. Marco del Buono and Apollonio di Giovanni, Cassoni Painters // Bulletin of the Allen Memorial Art Museum. — 1944. — No. I. — P. 5–21.
  • 26. Wilson-Okamura D. S. Lavinia and Beatrice: The Second Half of the “Aeneid” in the Middle Ages // Dante Studies, with the Annual Report of the Dante Society. — 2001. — No. 119. — P. 103–124.