Title | «Дворцы промышленности» европейских Всемирных выставок в памятниках медальерного искусства (1851-1889 гг.) | ||||||||
Author | Прыгов В. И. | vadim-pr@yandex.ru | |||||||
About author | Прыгов Вадим Игнатьевич — кандидат искусствоведения, эксперт. Ассо¬циация искусствоведов, Б. Лёвшинский пер., д. 8/1, корп. 1, офис 314, Москва, Российская Федерация, 119034. | ||||||||
In the section | Западноевропейское искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa188-1-9 | ||||||
Year | 2018 | Volume | 8 | Pages | 101–109 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 737.23 | Index BBK | 85.125.4 | ||||
Abstract |
Изображение «Дворцов промышленности» на медалях фиксировало облик «архитектурного чуда», предназначенного стать домом для Всемирной выставки. Статья впервые в отечественной историографии прослеживает, как в разных странах ведущие мастера воплощали единую тему, как менялся художественный язык и выразительные средства памятной медали в самом начале эпохи европейской интеграции. Традиция изображать на памятных медалях патронируемую правителем особо значимую сакральную или светскую постройку сложилась в эпоху Ренессанса в Италии. К XIX в. практически все крупные достижения европейских государей увековечивались в памятниках медальерного искусства. Этот вид художественной деятельности рассматривался как важное средство прославления государственных заслуг правителя. Всемирные универсальные выставки второй половины XIX в. (Лондон — 1851, 1862; Париж — 1855, 1867, 1878, 1889; Вена — 1873) воспринимались современниками как событие планетарного масштаба. Организация, подготовка и проведение каждой из них патронировались членами королевской семьи или высшими должностными лицами государства. Необходимо было спроектировать и в сжатые сроки возвести огромные по площади и новаторские по своим конструкциям экспозиционные помещения. Требовалось также подготовить городскую инфраструктуру, так как число посетителей могло превышать население принимающей выставку европейской столицы в несколько раз. Значительное расширение тематики и круга участников выставок обусловило быструю эволюцию от единого экспозиционного сооружения к сложному комплексу временных сооружений, вписанных в городской ландшафт. Практически все эти грандиозные новаторские архитектурные проекты получили отражение в обширном корпусе памятных медалей. Медали первых выставок отличает сопровождаемое подробной легендой «пейзажное» либо «интерьерное» изображение главного экспозиционного сооружения. Выполнялись они как придворными королевскими медальерами — А. О. Каки, Г. Понскармом, А. Шарфом, так и приглашенными иностранными мастерами: Ж. Винером, Ш. Массоне и А. Бови. На реверсе медали выставки 1867 г., конца периода «Второй империи», изображен уже план целого комплекса выставочных павильонов на Марсовом поле. «Архитектурные» медали выставок времени «Третьей республики» (1878, 1889 гг.) более многочисленны и разнообразны. На их реверсах воспроизводится план с подробной легендой, а также панорамные виды Марсова поля и комплекса Трокадеро с высоты птичьего полета. Выдающиеся французские мастера — Л. Боти и Ж.-К. Шаплен — в этих работах принципиально меняют художественный язык медали, знаменуя начало невиданного подъема медальерного искусства в наступающую эпоху модерна. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Прыгов В. И. «Дворцы промышленности» европейских Всемирных выставок в памятниках медальерного искусства (1851-1889 гг.) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 101–109. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-9 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|