Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-9
Title «Дворцы промышленности» европейских Всемирных выставок в памятниках медальерного искусства (1851-1889 гг.)
Author email vadim-pr@yandex.ru
About author Прыгов Вадим Игнатьевич — кандидат искусствоведения, эксперт. Ассо¬циация искусствоведов, Б. Лёвшинский пер., д. 8/1, корп. 1, офис 314, Москва, Российская Федерация, 119034.
In the section Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-9
Year 2018 Volume 8 Pages 101109
Type of article RAR Index UDK 737.23 Index BBK 85.125.4
Abstract

Изображение «Дворцов промышленности» на медалях фиксировало облик «архитек­турного чуда», предназначенного стать домом для Всемирной выставки. Статья впервые в отечественной историографии прослеживает, как в разных странах ведущие мастера воплощали единую тему, как менялся художественный язык и выразительные средства памятной медали в самом начале эпохи европейской интеграции.

Традиция изображать на памятных медалях патронируемую правителем особо значимую сакральную или светскую постройку сложилась в эпоху Ренессанса в Италии. К XIX в. практически все крупные достижения европейских государей увековечивались в памятниках медальерного искусства. Этот вид художественной деятельности рассматривался как важное средство прославления государственных заслуг правителя. Всемирные универсальные выставки второй половины XIX в. (Лондон — 1851, 1862; Париж — 1855, 1867, 1878, 1889; Вена — 1873) воспринимались современниками как событие планетарного масштаба. Организация, подготовка и проведение каждой из них патронировались членами королевской семьи или высшими должностными лицами государства. Необходимо было спроектиро­вать и в сжатые сроки возвести огромные по площади и новаторские по своим конструкциям экспози­ционные помещения. Требовалось также подготовить городскую инфраструктуру, так как число посетителей могло превышать население принимающей выставку европейской столицы в несколько раз. Значительное расширение тематики и круга участников выставок обусловило быструю эволюцию от единого экспозиционного сооружения к сложному комплексу временных сооружений, вписанных в городской ландшафт. Практически все эти грандиозные новаторские архитектурные проекты получили отражение в обширном корпусе памятных медалей. Медали первых выставок отличает сопровождаемое подробной легендой «пейзажное» либо «интерьерное» изображение главного экспозиционного сооружения. Выполнялись они как придворными королевскими медальерами — А. О. Каки, Г. Понскармом, А. Шарфом, так и приглашенными иностранными мастерами: Ж. Винером, Ш. Массоне и А. Бови. На реверсе медали выставки 1867 г., конца периода «Второй империи», изображен уже план целого комплекса выставочных павильонов на Марсовом поле. «Архитектурные» медали выставок времени «Третьей республики» (1878, 1889 гг.) более многочисленны и разнообразны. На их реверсах воспроизводится план с подробной легендой, а также панорамные виды Марсова поля и комплекса Трокадеро с высоты птичьего полета. Выдающиеся французские мастера — Л. Боти и Ж.-К. Шаплен — в этих ра­ботах принципиально меняют художественный язык медали, знаменуя начало невиданного подъема медальерного искусства в наступающую эпоху модерна.

Keywords
Reference Прыгов В. И. «Дворцы промышленности» европейских Всемирных выставок в памятниках медальерного искусства (1851-1889 гг.) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 101–109. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-9
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римский империи. — Магнитогорск: Магнитогор. Дом печати, 1995. — 654 с.
  • 2. Болотина Н. С. Наградные медали всемирных и международных выставок российским промышленникам // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — М.: ГИМ, 1995. — С. 452-455.
  • 3. Григорович Д. В. Художественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 г. — СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1868. — 62 с.
  • 4. Дьяков М. Е. Медали Российской империи. — М.: Духовная Нива, 2006. — Ч. 5, 6. — 270 с.; 216 с.
  • 5. Евдокимова Л. А. Пенсионерский период творчества художника-медальера А. Ф. Васютинского // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2012. — № 3. — C. 136-141.
  • 6. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX — начала ХХ в. — СПб.: Коло, 2014. — 415 с.
  • 7. Стасов В. В. Нынешнее искусство в Европе. — СПб: тип. т-ва «Обществ. польза», 1874. — 183 с.
  • 8. Шпаков В. Н. История Всемирных выставок. — М.: АСТ, 2008. — 384 с.
  • 9. Щукина Е. С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России. — М.: Терра, 2000. — 272 с.
  • 10. Щукина Е. С. Немецкие медали XVI века. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2011. — 240 с.
  • 11. Щукина Е. С. Художественная медаль в Эрмитаже. — Л.: Изд-во ГЭ, 1961. — 70 c.
  • 12. Catalogue General illustre des editions de la Monnaie de Paris. V. 3. — Paris: Editions Charles Negiar, 1977. — 447 p.
  • 13. Catalogue of the International Exhibition of Contemporary Medals / Ed. B. A. Baldwin. — New York: American Numismatic Society, 1911. — 568 p.
  • 14. Forrer L. Biographical dictionary of medalists. 6 vols. — London: Spink & Son, 1902. — 1916. — 574; 588; 649; 725; 738; 738 p.
  • 15. Hill G. F Medals of the Renaissance. — Oxford: Clarendon press, 1920. — 204 p.
  • 16. Jones M. The Art of Medal. — London: British Museum, 1979. — 192 p.
  • 17. Leslie L. A. The World’s Show. Coincaft’s Catalogue of Crystal Palace Medals and Tokens 1851-1936. — London: Coincraft, 2000. — 276 p.
  • 18. Maier N. French Medallic Art. 1870-1940. — Munich: Nicolas Maier, 2010. — 415 p.
  • 19. Norris A. S., Weber I. S. Medals and Plaquettes from the Molinari Collection at Bowdoin College. — Brunswick: Maine, 1976. — 316 p.
  • 20. Taylor J. Architectural Medal: England in the Nineteenth Century. — London: British museum, 1978. — 244 p.
  • 21. Vandenbrouck-Przybylski M. “These Should Without Delay Be Represented in Our Museum”. Nineteenth- and Twentieth-Century Medals at the V&A // The Medal. — 2012. — No. 61. — Р. 21-37.