Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-14
Title Прогулки по Англии: феномен травелога в английской графике XVII-XVIII веков
Author email arutyunyanji@yandex.ru
About author Арутюнян Юлия Ивановна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Дворцовая наб., д. 2, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
In the section Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-14
Year 2018 Volume 8 Pages 149161
Type of article RAR Index UDK 7.76.035.410.170 Index BBK 85.153
Abstract

В английской графике XVII-XVIII вв. тема путешествия объединяет четыре основных мотива: образы родной страны, итальянские впечатления Grand Tour, поездку по Европе и посещение Востока. Именно в изображении Англии — её видов, дорог, достопримечательностей, поместий — английское искусство достигает максимальной выразительности и силы образного языка. Цикл гравюр, чаще всего в технике офорта, предполагает изображение ключевых для истории и культуры региона построек в контексте их пейзажного обрамления. Задолго до формирования тенденций английского «готического возрождения» обращение к средневековым сооружениям отражает интерес к историческому наследию страны. Образ устроенного поместья с регулярным парком и зданиями становится основной темой английского панорамного пейзажа. Стилистическая эволюция гравюр отражает путь от позднебарочного декоративного понимания пространства с его условной иллюзией к повествовательности достоверного описания странствия, от интереса к конкретному сооружению к эмоционально романтическому восприятию пейзажа. В интерпретации архитектуры векторы развития идут как в сторону научного осмысления формы и стиля, так и в область творческой переработки впечатления и нарастания тенденций художественного осмысления темы.

Keywords
Reference Арутюнян Ю. И. Прогулки по Англии: феномен травелога в английской графике XVII-XVIII веков // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 149–161. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-14
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Пономарев Е. Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в литературе межвоенного периода. — СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. — 412 с.
  • 2. Русский травелог XVIII-XX веков: маршруты, топосы, жанры и нарративы / Под ред. Т. И. Печерской, Н. В. Константиновой. — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2016. — 461 с.
  • 3. Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 496 с.
  • 4. Alexander D. Georg Vertue as an Engraver // Walpole Society. — 2008. — Vol. 70. — P. 207-230.
  • 5. Andrews M. The Search of Picturesque. Landscape Aesthetic and Tourism in Britain, 1760-1800. — London: Scholar Press, 1989. — 297 p.
  • 6. Bending S. Every Man Is Naturally an Antiquarian: Francis Grose and Polite Antiquities // Art & History. — 2002. — Vol. 25. — No. 4 (September). — P. 520-530.
  • 7. Britannia Illustrata: Or Views of Several of the Queens Palaces, as Also of the Principal Seats of the Nobility and Gentry of Great Britain, Curiously Engraved on 80 Copper Plates. — London: Printed by John Hughes for Robert Dodsley, 1709.
  • 8. Dugdale W. Monasticon Anglicanum or the History of the Ancient Abbies, and Other Monasteries, Hospitals, Cathedral and Collegiate Churches, in England and Wales. With Divers French, Irish, and Scotch Monasteries Formerly Relating to England with Engravings Mainly by Wenceslaus Hollar and Daniel King. In 3 vols. — London: Sam Beble, 1655-1673.
  • 9. Dugdale W. The Antiquities of Warwickshire Illustrated from Records, Leiger-Books, Manuscripts, Charters, Evidences, Tombes, and Armes: Beautified with Maps, Prospects and Portraictures. — London: Thomas Warren, 1656. — 845 р.
  • 10. Grose F. The Antiquities of England and Wales: Being a Collection of Views of the Most Remarkable Ruins and Ancient Buildings Etc Etc. In 8 vols. — London: S. Hooper, 1772-1776.
  • 11. Harris J. The History of Kent in Five Parts. — London: Printed and sold by D. Midwinter of St. Paul’s Churchyard, 1719. — [2], iii, [1], lv, ii, iv, 592, xl p, [4] plates, [24] fold plates, port, fol.
  • 12. Loggan D. Oxonia Illustrata sive omnium celeberrimae istius universitatis collegiorum, aularum, Bibliothe- cae Bodleianae, scholarum publicarum, Theatri Sheldoniani, nec non urbis totius, scenographia. — Oxoniae [Oxford]: e. Theatro Sheldoniano, 1675. — 181 p.
  • 13. Nouveau theatre de la Grande Bretagne ou description exacte des palaces du Roy, et des maisons les plus confiderales seigneures et des gentiles members de la Bretagne. — Londres: David Mortier, 1715.
  • 14. Nouveau theatre de la Grande Bretagne ou description exacte des villages, eglises, cathedrales, hospiteaux, pors de mer. — Londres: David Mortier, 1715.
  • 15. Vertue G. Vertue Note-Books (The Note-Books of George Vertue Relating to Artists and Collections in England) / Eds. Katherine A. Esdaile, the Earl of Ilchester, Sir Henry M. Hake // The Walpole Society Publications. — 1930. — Vol. XVIII. — 105 p.
  • 16. Smiles S. Eye Witness: Artists and Visual Documentation in Britain, 1770-1830. — Burlington, Vt.: Ashgate. 2000. — 216 p.
  • 17. William Stukley (1687-1765) // The British Art Journal. The Research Journal of British Art-Studies. — 2012-2013 (Winter). — Vol. XIII. — No. 3. — Р 9-18.