Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-45
Title Образ матери в творчестве Александра Рукавишникова. Арт-объект, как репрезентация субъективного
Author email ira-sedova@mail.ru
About author Седова Ирина Николаевна — заведующая отделом скульптуры. Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., д. 10, Москва, Российская Федерация, 119017.
In the section Русское искусство XX–XXI века DOI10.18688/aa188-4-45
Year 2018 Volume 8 Pages 467474
Type of article RAR Index UDK 7.04 Index BBK 85.133(2)64
Abstract

На рубеже XIX-XX вв. в скульптуре происходила активная смена пластического языка. Наиболее ярко в России данное явление проявило себя в русле московской скульптурной школы, что в дальнейшем повлекло за собой сложение авторских пластических систем. Этот феномен сказался в творчестве многих современных московских скульпторов. Настоящее исследование посвящено проблеме претворения субъективного авторского переживания объекта в жанре портрета на примере работ одного из ведущих скульпторов рубежа XX-XXI вв. Александра Рукавишникова. В качестве объекта исследования выбраны работы, в которых мастер воплотил образ матери. Анализируемый период представляет собой временной отрезок в двадцать пять лет. Скульптор с 1988 по 2012 г. неоднократно обращаясь в своем творчестве к образу матери, каждый раз интерпретировал его по-разному. Это мог быть отвлеченный образ матери-прародительницы, парафраз на тему Богоматери, аллегория или образ, решенный с помощью чисто формалистического приема. Но ни разу А. И. Рукавишников не обратился к прямому портретированию. Данный вывод является свидетельством того, что любая из представленных работ, невзирая на субъективный мотив, в силу определенной образной отвлеченности может быть трактована в качестве арт-объекта, а также позволяет говорить о стирании жанровых границ и образовании новых структур в современной скульптуре.

Keywords
Reference Седова И. Н. Образ матери в творчестве Александра Рукавишникова. Арт-объект, как репрезентация субъективного // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 467–474. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-45
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Александр Рукавишников. — Милан: Skira editore, 2009. — 223 с.
  • 2. Бабурина Н. Скульптура в пленэре: Альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 127 с.
  • 3. Базазьянц С. Скульптура и среда // Советская скульптура 74. — М.: Советский художник, 1976. — 304 с.
  • 4. Калугина О. В. Русская скульптура Серебряного века: Путешествие из Петербурга в Москву. — М.: БуксмАрт, 2013. — 334 с.
  • 5. Полякова Н. И. Скульптура и пространство: Проблема соотношения объема и пространственной среды. — М.: Советский художник. 1982. —200 с.
  • 6. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1988. — 784 с.
  • 7. Сахно И. М. Репрезентация vs. Мимесис // Пространство культуры. Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова». — М.: Типография «Наука». — 2012. — № 2. — С. 8-19.
  • 8. Седова И. Н. Вспоминая Ангелину // Русское искусство. — М.: Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова, 2015. — № 1. — С. 72-77.
  • 9. Седова И. Н. «Современное язычество» скульптора Александра Рукавишникова // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы. — Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. — С. 87- 102.
  • 10. Седова И. Н. Эволюция портретного жанра в русле московской скульптурной школы // Третьяковские чтения 2015: Материалы отчетной научной конференции. — М., 2016. — С. 356-368.
  • 11. Alexander Rukavishnikov. Selected works. — St. Petersburg: Palace editions, 2004 — 144 р.