Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-32
Title Некоторые особенности восприятия монументально-декоративной скульптуры Петербурга как объекта реставрации в XIX — начале XX века (на примере скульптуры ансамбля Горного института)
Author email 9556959@gmail.com
About author Щедрова Ольга Вячеславовна — ассистент. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
In the section Русское искусство XIX века DOI10.18688/aa188-3-32
Year 2018 Volume 8 Pages 342351
Type of article RAR Index UDK 73.025»17 Index BBK 85.136.1
Abstract

Скульптурные группы «Геракл и Антей» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у Портика Горного института, выполненные скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским в 1809-1811 гг., уже неоднократно становились предметом исследования. Однако проводившиеся недавно реставрационные работы раскрыли новые страницы истории памятника, позволяющие взглянуть на них как на характерный пример объекта реставрационного воздействия. В статье впервые было рассмотрено как в задачах и методах реставрации, применявшихся здесь, отразились все наиболее типичные принципы восприятия и интерпретации произведения в разные исторические моменты. Отмечено особое отношение к материалу, из которого выполнены скульптуры. Обобщенная трактовка форм определяется характером материала — пудостского камня. Его структура не допускает, в отличие от мрамора, детальной проработки мелких объемов, шлифовки и полировки поверхности. В конце XIX в. при проведении ремонтных работ в здании и на фасаде скульптуру начинают окрашивать в темный цвет, под бронзу. В это время стало очевидно ее аварийное состояние, к реставрационным работам были привлечены скульпторы В. А. Беклемишев и Р. К. Залеман.

Одновременно встал вопрос о воссоздании скульптур в бронзе. Для создания копий со скульптур были сняты слепки, которые экспонировались на выставке изящных искусств в Риме, однако работы были прерваны Первой мировой войной. Противоаварийные и реставрационные работы проводились в годы после Великой Отечественной войны, снова одновременно с реставрацией здания.

В 2015 г. скульптуры вновь стали объектом реставрации. Историческая дистанция, уважение к творческому наследию мастеров позволили воспринять и исследовать эти произведения не только как часть архитектурного ансамбля, но и как самостоятельные шедевры русских мастеров скульптуры первой половины XIX в. На прежние места были установлены копии.

Keywords
Reference Щедрова О. В. Некоторые особенности восприятия монументально-декоративной скульптуры Петербурга как объекта реставрации в XIX — начале XX века (на примере скульптуры ансамбля Горного института) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 342–351. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-32
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Александрова Л. Б. В. И. Демут-Малиновский. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — 66 с.
  • 2. Белова Л. Н., Зеленова А. И., Канн П. Я., Семеновский А. С., Турчанинов Н. Н. Достопримечательности Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1961. — 352 с.
  • 3. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. — М.: Эдсмит, 2004. — 344 с.
  • 4. Бубнов В. К., Тучинский С. Г., Шадрин С. А. Ростральные колонны. Разработка методов реставрации скульптур: В 3-х т. — СПб., 1997.
  • 5. Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство центра Ленинграда. — Л.: Изд-во Ленинградск. унта, 1987. — 296 с.
  • 6. Булах А. Г. Каменное убранство Петербурга. — СПб.: Центрполиграф, 2009. — 320 с.
  • 7. Вагнер Г. К. От символа к реальности. — М.: Искусство, 1980. — 267 с.
  • 8. Врангель Н. Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства. — СПб.: Журнал «Нева», 2000. — 288 с.
  • 9. Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. — М.: Изд-во И. Кнебеля, 1912. — 584 с.
  • 10. Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Национальное своеобразие русского искусства и архитектуры в XVIII веке. Учебно-методическое пособие с библиографическим указателем. — СПб., 2016 (рукопись).
  • 11. Крестовский И. В. Монументально-декоративная скульптура. Техника, технология, реставрация. — Л. ; М.: Искусство, 1949. — 268 с.
  • 12. Лебель М. Н. Реставрация произведений скульптуры и произведений из цветного камня // Эрмитаж. История и современность. — М.: Искусство, 1990. — 368 с.
  • 13. Ленинград: Архитектурно-планировочный обзор развития города / Под ред. Н. В. Баранова, В. А. Каменского, М. В. Морозова и др. — М.; Л.: Искусство. 1943. — 404 с.
  • 14. Максименко В. А. Горный институт. Реставрация памятников архитектуры первой трети XIX века. URL: http://www.mosarchinform.ru/archiv/p2_articleid/12605 (дата обращения: 14.09.2016).
  • 15. Мозговая Е. Б. Реставрация как художественное сотворчество. По материалам истории реставрации скульптуры в России XVIII — перв. пол. XIX в. // Художественный образ и педагогический процесс. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 91-98.
  • 16. Мозговой В. С., Петрова С. Л. Пудостский камень в монументально-декоративной скульптуре Санкт-Петербурга: опыт реставрации // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. — 2006. — № 15. — С. 15-23.
  • 17. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 223 с.
  • 18. Петрова Е. И. Степан Степанович Пименов (1784-1833). — Л.; М.: Искусство, 1958 —112 с.
  • 19. Полярная Ж. А., Столбова В. П. Первое высшее техническое учебное заведение России — Горное училище, Горный кадетский корпус, Горный институт — как памятник архитектуры великого зодчего А. Н. Воронихина // Андрей Никифорович Воронихин: Мастер, эпоха, творческое наследие: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию архитектора А. Н. Воронихина. — СПб.: Коломенская ВЕРСТА, 2010. — С. 189-194.
  • 20. Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII — начала XIX века. — М.: Жираф, 2003. — 544 с.
  • 21. Семенова Г. В. Горный институт // Памятники истории и архитектуры Санкт-Петербурга: Василеостровский район. — СПб.: Коло, 2005. — С. 167-178.
  • 22. Слудняков А. О. Скульптурный ансамбль портика Горного института. Проблемы атрибуции и реставрации // Реставрация как искусство возрождения объектов историко-культурного наследия. — СПб.: Изд-во СПбКО, 2014. — С. 104-110.
  • 23. Тарасов Н. Г. Горный институт // Старые годы. — 1909. — № 3. — 7 с.
  • 24. Тучинский С. Г., Шангина Н. Н. Особенности научных и практических подходов в области реставрации камня на объектах культурного наследия // Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня. — СПб.: Астерион. 2014. — С. 266-269.
  • 25. Хвостова Г. А. К проблеме копирования скульптуры Летнего сада // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. — 2009. — № 20. — С. 16-18.
  • 26. Хвостова Г. А. Скульптура Летнего сада: Проблемы реставрации и копирования // Зодчий. — 1999. — № 1. — С. 30-32.
  • 27. Шамурин Ю. И. Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ч. 3. Петербург эпохи Александра I и Николая I (1801-1855). — М.: Т-во «Образование», 1913. — 29 с.
  • 28. Шмидт И. М. Василий Иванович Демут-Малиновский. — М.: Искусство, 1960. — 210 с.
  • 29. Штелин Я. Записки / Сост., пер. с нем. К. Малиновского. — М.: Искусство, 1990. — Т. 1. — 446 с.
  • 30. Шумилова Х. В. Реставрация скульптурных групп «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у портика Горного института. Первый этап // Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры. — Воронеж: ООО «МС», 2015. — С. 108-115.
  • 31. Щедрова О. В. В. И. Демут-Малиновский и вопросы реставрации скульптуры в России в первой половине XIX века // Проблемы развития отечественного искусства. — СПб.: СПбГАИЖСиА, 2016. — С. 65-77.
  • 32. Щедрова О. В. Вопросы теории реставрации скульптуры в России в XVIII — первой половине XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — C. 552-560. URL: http:// dx.doi.org/10.18688/aa166-7-59 (дата обращения: 20.02.2017).
  • 33. Яхонт О. В. Возрожденные шедевры (Реставрация скульптуры). — М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  • 34. Яхонт О. В. Скульптура московских музеев: Реставрация и атрибуция. — М.: ГосНИИР, 2000. — 176 с.