Title | Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя | ||||||||
Author | Калугина О. В. | evaksenia@gmail.com | |||||||
About author | Калугина Ольга Вениаминовна — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Кафедры кино и современного искусства. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993. | ||||||||
In the section | Русское искусство XIX века | DOI | 10.18688/aa188-3-31 | ||||||
Year | 2018 | Volume | 8 | Pages | 333–341 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.027; 7.03 | Index BBK | 85.136.1 | ||||
Abstract |
Во второй половине XIX в. европейская монументальная пластика переживает большой творческий подъем. В России этот процесс также проявил себя в полной мере. При этом характер образного решения и способов его реализации претерпевает заметные изменения по сравнению с первой половиной столетия. Прежде всего это связано с изменением роли зрителя. Зритель становится гораздо более активным участником процесса постановки творческой задачи, выбора проекта, его корректировки и оценки полученного результата. Расширение социальной базы реципиента монументального образа предъявляет новые требования к мастеру: он закономерно начинает ориентироваться на менее подготовленного зрителя. Результатом такого подхода становятся многие изменения в выборе средств выразительности, в том числе в активном введении дополнительных информационных акцентов. Как результат в целом ряде проектов предмет становится гораздо более активным участником композиции, чем собственно пластический образ, в основном традиционно сориентированный на презентацию пластики человеческого тела. Это положение оказывает прямое воздействие на целый ряд творческих установок, например, принципиально изменяя отношения мастера к материалу, корректируя вопросы пропорционирования и масштабирования в скульптуре. Одним из ярких примеров такого нового метода построения скульптурного образа явился памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Преодоление данной несамостоятельности творческого мышления выпадет на долю представителей московской скульптурной школы следующего поколения — рубежа XIX-XX вв. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Калугина О. В. Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 333–341. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-31 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|