Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-25
Title «Сборник гражданской архитектуры» Ж.-Ш. Краффта в восприятии тичинских мастеров московского ампира
Author email y-klim@yandex.ru
About author Клименко Юлия Гаврииловна — кандидат архитектуры, профессор. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031.
In the section Русское искусство XIX века DOI10.18688/aa188-3-25
Year 2018 Volume 8 Pages 267279
Type of article RAR Index UDK 72.035 Index BBK 85.110
Abstract

Исследование посвящено восприятию в России архитектурных увражей Ж.-Ш. Краффта и его издания “Recueil d’architecture civile”, 120 эстампов которого ярко отражают лучшие произведения французского неоклассицизма. Многочисленные переиздания этого сборника и его рукописные копии доказывают не только интерес к источнику наиболее успешных реализованных проектов, но и объясняют отношение к нему как к значимому артефакту особой культуры, во многом оцененной только после утраты памятников в ходе Французской революции 1789 г.

При всей очевидной ценности этого увража для России, где оживленное усадебное строительство нуждалось в апробированных архитектурных образцах, долгое время не удавалось обнаружить доказательства его использования архитекторами. Определенным открытием можно называть выявление этих заимствований в сохранившемся архиве швейцарского архитектора Луиджи Пелли, работавшего в Москве и других российских городах. В характеристике этих копий весьма любопытен отбор мастером архитектурных памятников, а также анализ некоторых изменений, которые он вносил в чертежи при воспроизведении французских эстампов. Графическое исполнение этих листов существенно отли-чается от подачи А. Жилярди, соотечественника Л. Пелли, также работавшего в Москве и копировавшего Сборник Ж.-Ш. Краффта. Вместе с Доменико Жилярди и другими архитекторами из Тичинского кантона они входили в обширную итальянскую художественную колонию, оказавшую активное содействие в возрождении Москвы после 1812 г.

Таким образом, плодотворность изучения фигур второго и третьего плана, их вклада в общее развитие московской архитектурной школы первой половины XIX столетия не вызывает сомнений. Феномен этого явления, совершенно очевидный для современных экспертов, еще требует проведения новых глубоких исследований. Выявление конкретных источников заимствований дает право надеяться на исправление ряда ошибочных устоявшихся взглядов, существенную переатрибуцию целого ряда архитектурных произведений Москвы и российской провинции, к созданию которых были причастны итальянские и тичинские мастера.

Keywords
Reference Клименко Ю. Г. «Сборник гражданской архитектуры» Ж.-Ш. Краффта в восприятии тичинских мастеров московского ампира // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 267–279. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-25
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Грабарь И. Э. Ранний Александровский классицизм и его французские источники // Старые годы. — СПб., 1912. Июль-Сентябрь. — С. 68-96.
  • 2. Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Арано, из Петербурга в Лугано в 1829 году. — М.: Изд. дом Тичино Менеджмент С. А., 2015. — 114 с.
  • 3. Клименко Ю. Г. А. Палладио и генезис ротонды в партикулярном строительстве французского неоклассицизма // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6 / Под ред. Е. Ю. Станюкович-Денисовой, С. В. Мальцевой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 474-483, 899-900. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-50 (дата обращения: 20.02.2017).
  • 4. Клименко Ю. Г. Архитектурные увражи Ж.-Ш. Краффта как источник французского неоклассицизма (к 250-летию издателя) // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 6 / Гл. ред. и сост. А. Ю. Казарян. — М.; СПб.: Нестор-История, 2016. — С. 182-201.
  • 5. Клименко Ю. Г. Краффт Жан-Шарль (Kraffi Jean-Charles / Johann Karl) // Архитектурные юбилеи. Календарь памятных дат 2012-2016. — М.: Изд. дом Руденцовых, 2012. — С. 145-147.
  • 6. Клименко Ю. Г. Луиджи Пелли в послепожарной Москве. К атрибуции графического архива швейцарского архитектора // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т. 1. — М.: МАРХИ, 2016. — С. 45-46.
  • 7. Клименко Ю. Г. Французские архитектурные увражи в портфолио иностранных мастеров, работавших в русских усадьбах эпохи ампира // Русская усадьба: Сб. Общества изучения Русской усадьбы / Под ред. М. В. Нащокиной. Вып. 21 (37). — СПб.: Коло, 2017. — С. 184-215.
  • 8. Crivelli A. Artisti ticinesi in Russia. Catalogo critico, collana Artisti ticinesi nel mondo. — Locarno: Unione delle Banche Svizzere, 1966. — 275 р.
  • 9. Crivelli A. Artisti ticinesi dal Baltico al Mar Nero: Svezia — Polonia — Cecoslovacchia — Austria — Jugoslavia — Ungheria — Romania — Turchia: Catalogo critico. — Locarno: Unione di banche svizzere, 1969. — 119 p.
  • 10. Croci Maspoli B., Zappa G. Le maestranze artistiche malcantonesi in Russia dal XVII al XX secolo, catalogo della mostra. — Firenze: Ed. Octavo, 1994. — 275 р.
  • 11. Frey K. Le recueil d’architecture civile (1812) de Jean-Charles Krafft: sources et “choix idéal” de la maison aux champs // Bulletin monumental. — 1997. — Vol. 155. — No. 4. — P. 301–316.
  • 12. Gallet M. Les architectes parisiens au XVIIIe siècle. Dictionnaire biographique et critique. — Paris: Mengès, 1995. — 495 р.
  • 13. Gravures d’architecture et d’ornament au début de l’époque moderne: processus de migration en Europe / Sous la direction S. Frommel, E. Leuschner. — Roma: Campisano Editore, 2014. — 448 р.
  • 14. Hautecoeur L. Histoire de l’architecture classique en France. Vol. 1–6. — Paris: Picard, 1943–1955.
  • 15. Krafft J.-C., Ransonnette N. Plans, coupes et élévations des plus belles maisons et hôtels construits à Paris et dans les environs. — Paris: l’Auteur, en an IX (1801) et années suivantes. — 120 pl.
  • 16. Krafft J.-С. Recueil des plus jolies maisons de Paris et de ses environs comprenant les élévations intérieures et extérieures. — Paris: Imprimerie de J. L. Scherff, 1809. — 96 pl.
  • 17. Krafft J.-Ch. Plans des plus beaux jardins pittoresques de France, d’Angleterre et d’Allemagne… — Paris: Imprimerie de Levrault, 1809–1810. P. 1–2. — 94 p.: 96 pl.
  • 18. Krafft J.-C. Recueil d’Аrchitecture civile contenant les plans, coupes et élévations des châteaux, maisons de campagne, et habitations rurales, jardins anglais, temples, chaumières, kiosques, ponts, etc., situés, aux environs de Paris et dans les départemens voisins, avec les décorations intérieures, et le detail de ce qui concerne l’embellissement des jardins. — Paris: Imprimerie de Crapelet, 1806–1807, 1812. — 22 p.: 120 pl.
  • 19. Krafft J.-C., Ransonnette N. Plans, coupes et élévations des plus belles maisons et des hôtels construits à Paris et dans les environs (1771–1802). — Paris: Librairie d’art decoratif et industriel, 1909. — 120 pl.
  • 20. Navone N., Tedeschi L. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maesteri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica. 2 vols. — Mendrisio: Accademia di Architettura Mendrisio Publ., 2003. — 916 р.
  • 21. Navone N. Costruire per gli zar. Architetti ticinesi in Russia (1700‒1850). — Bellinzona: Casagrande, 2010. — 163 p.: il.
  • 22. Pfister A., Angelini P. Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. — Mendrisio: Academy Press Publ., 2007. — 247 р.
  • 23. Tessin R. P.-N. Ransonette et J.-C. Krafft // Architektur- und Ornamentgraphik der Frühen Neuzit: Migrationsprozesse in Europa. Gravures d’architecture et d’ornament au début de l’époque moderne: processus de migration en Europe / Sous la direction S. Frommel, E. Leuschner. — Roma: Campisano Editore, 2014. — P. 168–169.