Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-20
Title Жизненный путь Э. Виже-Лебрен как характерный пример биографии художника на рубеже XVIII-XIX веков
Author email ivan_terracot@mail.ru
About author Абрамкин Иван Александрович — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ломоносовский пр., д. 27, к. 4, Москва, Российская Федерация, 119991.
In the section Русское искусство XVIII века DOI10.18688/aa188-2-20
Year 2018 Volume 8 Pages 215222
Type of article RAR Index UDK 75.041.5 Index BBK 85.103(4)5
Abstract

Данная статья посвящена рассмотрению биографии Э. Виже-Лебрен в контексте европейской и русской культур на рубеже XVIII-XIX вв. Целью статьи является выявление характерных особенностей биографии художника в этот период времени, которые сближают жизненный путь Э. Виже-Лебрен с судьбами художников русского романтизма (О. Кипренского, В. Орловского, В. Тропинина, А. Варнека, С. Щедрина).

Научная новизна состоит в том, что на сегодняшний день биография художника, принадлежащего к направлению сентиментализма, редко рассматривается в связи с биографиями художников-романти- ков и потому представляет собой малоизученное явление в искусстве рубежа XVIII-XIX вв. Существует значительная литература, посвященная теме романтического художника (культу творца и гения), но мастера направления сентиментализма обычно не включаются в этот контекст. Более того, публикации, касающиеся искусства Э. Виже-Лебрен, крайне малочисленны на русском языке.

Историографический обзор творчества Э. Виже-Лебрен позволил выявить, во-первых, неоднозначность позиций историков искусства по отношению к женщине-художнице, не самому частому явлению в культуре XVIII-XIX вв., и, во-вторых, большую роль «Воспоминаний» в оценке ее биографии и творчества. Рассмотрение главных периодов творческого пути Э. Виже-Лебрен приводит к мысли о том, что столь непростая и насыщенная событиями биография художницы, относящейся к направлению сентиментализма, вполне сопоставима с биографиями романтических художников. Иными словами, представление об исключительности творческой личности романтика может быть поставлено под сомнение: объяснение данного явления кроется не в специфике романтизма, а в характере самой эпохи.

Итак, жизненный путь Э. Виже-Лебрен демонстрирует определенную общность с судьбами романтиков, поэтому сопоставление биографий художников разных направлений на основе их мемуаров представляет собой важную научную задачу, которая позволит дополнить и переосмыслить стилистические определения на рубеже XVIII-XIX вв. (романтизм, сентиментализм).

Keywords
Reference Абрамкин И. А. Жизненный путь Э. Виже-Лебрен как характерный пример биографии художника на рубеже XVIII-XIX веков // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 215–222. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-20
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Турчин В. С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX века. — М.: Искусство, 1981. — 550 с.
  • 2. Baetjer K. Les femmes а l’Académie royale // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 53-57.
  • 3. Baillio J. Vigée Le Brun: l’itinéraire artistique et social hors pair d’une artiste fran^aise // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 13-35.
  • 4. Ballesteros P G. Entre réalité et fiction, les choix vestimentaires de Mme Vigée Le Brun // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 47-51.
  • 5. Blum A. Madame Vigée Le Brun, peintre des grandes dames du XVIII siècle. — Paris: H. Piazza Publ., 1919. — 108 p.
  • 6. Guegan S. Une femme de Lumière // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 59-64.
  • 7. Dumont F La rébellion du deuxième sexe: l’histoire de l’art au crible des théories féministes anglo-américaines (1970-2000). — Dijon: Les Presses du reel Publ., 2011. — 532 p.
  • 8. Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — 384 p.
  • 9. Haroche-Bouzinac G. Louise Elisabeth Vigée Le Brun. Histoire d’un regard. — Paris: Flammarion, 2011. — 688 p.
  • 10. Haroche-Bouzinac G. Du pinceau a la plume // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 77-79.
  • 11. Haroche-Bouzinac G. Entre deux mondes // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 71-75.
  • 12. Lang P Elisabeth Louise Vigée Le Brun et “lesprit européen” // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 65-69.
  • 13. Salmon X. “Je ne me connais pas en peinture; mais vous me la faites aimer”. Portraiturer la famille royale // Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. — Paris, Grand Palais: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2015. — P. 37-45.