Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-8-72
Title Античное курганное золото глазами археологов и искусствоведов. Два возможных подхода к показу археологического материала в музейных условиях (опыт эрмитажного собрания)
Author email radolitskaya-yana@yandex.ru
About author Радолицкая Яна Станиславовна — научный сотрудник Отдела античного мира. Государственный Эрмитаж. Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
In the section Музей — коллекция, пространство, памятник DOI10.18688/aa188-8-72
Year 2018 Volume 8 Pages 724734
Type of article RAR Index UDK 72.01:7.067 Index BBK 85.103(4)5
Abstract

Эрмитажное собрание античных ювелирных золотых изделий, происходящих из курганов Северного Причерноморья, — крупнейшая в мире коллекция археологического золота и одно­временно одна из лучших коллекций античного ювелирного искусства. Подобный материал можно рассматривать с двух основных точек зрения. С одной стороны, такие вещи являются неотъемлемой частью археологического комплекса и предоставляют сведения как о самом погребении и специфике погребального обряда, так и о культуре и искусстве греческих городов Северного Причерноморья, их экономической, политической и религиозной жизни. С другой стороны, — это продукция художественного ремесла, памятники, которые формируют наши представления об истории античной торевтики и дают информацию к размышлению об античном искусстве вообще.

В музейных условиях такая двойственность золотого археологического материала приводит к проблеме выбора подхода к его экспонированию: предмет может быть либо представлен вместе с другими вещами из погребения, создавая наиболее полное представление о комплексе в целом, либо помещён в хронологический, типологический или другой ряд, вне зависимости от места его находки. Соединение этих подходов в рамках общей экспозиции без ущерба для одного из них невозможно. В статье кратко изложена история принципов экспонирования эрмитажного собрания античного золота и обозначена позиция автора в свете данной проблемы.

Keywords
Reference Радолицкая Я. С. Античное курганное золото глазами археологов и искусствоведов. Два возможных подхода к показу археологического материала в музейных условиях (опыт эрмитажного собрания) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 724–734. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-8-72
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Алексеев А. Ю. Эллино-скифское отделение и выставка 1927 года // Античное искусство в советском музееведении. — Л.: Эрмитаж, 1986. — С. 59-66.
  • 2. Жиль Ф. А. Музей Императорскаго Эрмитажа: Описание различных собраний составляющих музей с историческим введением об Эрмитаже императрицы Екатерины II и о образовании музея Новаго Эрмитажа. — СПб.: типография Императорской Академии наук, 1861. — 409 с.
  • 3. Иванов Д. Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга (Эрмитаж, Академия Художеств, Музей Императора Александра III и другие художественные музеи). — СПб.: типо-лит. «Энергия», 1904. — 328 с.
  • 4. Мавлеев Е. В. Отдел античного мира. Научная и экспозиционная деятельность // Эрмитаж. История и современность. 1764-1988. — М.: Искусство, 1990. — С. 183-198.
  • 5. Макаренко Н. Е. Художественные сокровища Императорского Эрмитажа. Краткий путеводитель. — Пг.: издание Общины св. Евгении, 1916. — 312 с.
  • 6. Передольская А. А. Выставка ювелирных изделий из курганов Боспорского царства // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. 1. — 1940. — С. 2-3.
  • 7. Платар. Колекцiя предметiв старовини родин Платанових i Тарут. Каталог / Авт. кол.: Архипова Е. I. и др. — Киiв: ТОВ ≪Укрполiграфмедiа≫, 2004. — 256 с.
  • 8. Уильямс Д., Огден Дж. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V-IV века до н. э.: Каталог выставки. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 1995. — 271 с.
  • 9. Despini A. Greek Art. Ancient Gold of Jewellery. — Athens: Ekdotike Athenon, 2006. — 292 p.
  • 10. Ogden J. Jewellery of the Ancient Word. — London: Trefoil Books Ltd, 1982. — 185 p.
  • 11. Pfrommer М. Unprovenanced Greek Jewellery. The Question of Distribution // The Art of the Greek Goldsmith / Ed. D. Williams. — London: British Museum Press, 1998. — 160 p.