Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-53
Title Концептуальный черновик как творческий метод: к проблеме незавершенности произведения современного искусства
Author email galkindv@me.com
About author Галкин Дмитрий Владимирович — доктор философских наук, профессор. Национальный исследовательский Томский государственный университет, пр. Ленина, д. 36, Томск, Российская Федерация, 634050.
In the section Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность DOI10.18688/aa188-5-53
Year 2018 Volume 8 Pages 548556
Type of article RAR Index UDK 7.01 Index BBK 85.103(0)6
Abstract

В данном исследовании рассмотрена проблема неопределенности произведения современного искусства с точки зрения темпоральной формы черновика и деконструкции произведения относительно его чернового прообраза. Наши теоретические аргументы опираются на концепцию интертекстуального характера произведений искусства (Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко), концепцию множественного авторства (Б. Гройс) и концепцию «эстетически заряженной среды» (Г. Паск). В исследовании показано, что интертекстуальность делает проблематичной идентификацию и атрибуцию завершенной работы, а множественное авторство обрекает проекты современного искусства оставаться незавершенными и находиться в постоянной (пере)доработке относительно контекста и экспозиционного пространства. Разные теоретические перспективы, очевидно, сходятся в одном общем пункте — неизбежности игры со временем, в которую вступает любое творение художника. Далее наши аргументы развиваются на материале творчества современных художников: Урса Фишера, Кена Риналдо, Верены Фридрих, арт-группы «Куда бегут собаки». Анализ показывает, что художники используют незавершенность как основу художественного метода, который мы можем назвать концептуальным черновиком, когда незавершенность произведения является концептуально необходимой. Для Урса Фишера концептуальный черновик работает как самоуничтожение работы. Кен Риналдо, Верена Фридрих и участники арт-группы «Куда бегут собаки» (все художники работают в области технологического искусства или art & science) используют концептуальный черновик с точки зрения процессуальности «эстетически заряженной среды» и поведения, производящего новые ситуации в контексте экспонирования. Таким образом, метод концептуального черновика предполагает фатальную незавершенность произведения, когда работы художников обретают измерения интертекстуальной (де)идентификации, множественного авторства и реального времени, становясь самостоятельной творческой стратегией и предлагая перспективный язык описания художественных процессов современной культуры.

Keywords
Reference Галкин Д. В. Концептуальный черновик как творческий метод: к проблеме незавершенности произведения современного искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 548–556. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-53
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Галкин Д. В. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. — Томск: Изд-во ТГУ, 2013. — 298 с.
  • 2. Гройс Б. Поэтика политики: сб. статей. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 400 с.
  • 3. О’Доэрти Б. Внутри белого куба. — М.: Ад Маргинем, 2015. — 144 c. — (Garage Pro).
  • 4. Смит Т. Осмысляя современное кураторство. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 275 с.
  • 5. Чубаров И. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. — 344 с.
  • 6. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. — М.: Касталь, 1996. — 448 с.
  • 7. Benjamin W. Illuminations: Essays and Reflections. — New York: Schocken Books, 1969. — 278 p.
  • 8. Bourdieu P. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature. — NewYork: Columbia University Press, 1993. — 322 p.
  • 9. Gere C. Art, Time and Technology: Histories of the Disappearing Body. — London: Berg (Culture Machines), 2005. — 202 p.
  • 10. Pask G. A Comment, a Case History and a Plan // Cybernetics. Art and Ideas / Ed. J. Riechard. — London: Studio Vista, 1971. — P. 76–100.