Title | Концептуальный черновик как творческий метод: к проблеме незавершенности произведения современного искусства | ||||||||
Author | Галкин Д. В. | galkindv@me.com | |||||||
About author | Галкин Дмитрий Владимирович — доктор философских наук, профессор. Национальный исследовательский Томский государственный университет, пр. Ленина, д. 36, Томск, Российская Федерация, 634050. | ||||||||
In the section | Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность | DOI | 10.18688/aa188-5-53 | ||||||
Year | 2018 | Volume | 8 | Pages | 548–556 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.01 | Index BBK | 85.103(0)6 | ||||
Abstract |
В данном исследовании рассмотрена проблема неопределенности произведения современного искусства с точки зрения темпоральной формы черновика и деконструкции произведения относительно его чернового прообраза. Наши теоретические аргументы опираются на концепцию интертекстуального характера произведений искусства (Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко), концепцию множественного авторства (Б. Гройс) и концепцию «эстетически заряженной среды» (Г. Паск). В исследовании показано, что интертекстуальность делает проблематичной идентификацию и атрибуцию завершенной работы, а множественное авторство обрекает проекты современного искусства оставаться незавершенными и находиться в постоянной (пере)доработке относительно контекста и экспозиционного пространства. Разные теоретические перспективы, очевидно, сходятся в одном общем пункте — неизбежности игры со временем, в которую вступает любое творение художника. Далее наши аргументы развиваются на материале творчества современных художников: Урса Фишера, Кена Риналдо, Верены Фридрих, арт-группы «Куда бегут собаки». Анализ показывает, что художники используют незавершенность как основу художественного метода, который мы можем назвать концептуальным черновиком, когда незавершенность произведения является концептуально необходимой. Для Урса Фишера концептуальный черновик работает как самоуничтожение работы. Кен Риналдо, Верена Фридрих и участники арт-группы «Куда бегут собаки» (все художники работают в области технологического искусства или art & science) используют концептуальный черновик с точки зрения процессуальности «эстетически заряженной среды» и поведения, производящего новые ситуации в контексте экспонирования. Таким образом, метод концептуального черновика предполагает фатальную незавершенность произведения, когда работы художников обретают измерения интертекстуальной (де)идентификации, множественного авторства и реального времени, становясь самостоятельной творческой стратегией и предлагая перспективный язык описания художественных процессов современной культуры. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Галкин Д. В. Концептуальный черновик как творческий метод: к проблеме незавершенности произведения современного искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 548–556. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-53 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|