Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-3-34
Title Каменное соборное зодчество Норвегии конца XI — середины XIV века: региональные особенности и общеевропейский контекст
Author email ksuisk@mail.ru
About author Чемезова Ксения Евгеньевна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 1999034.
In the section Западноевропейское искусство Средневековья DOI 10.18688/aa177-3-34
Year 2017 Volume 7 Pages 345356
Type of article RAR Index UDK 726.5;726.59;726.6 Index BBK 85.113(0)4
Abstract

  Каменная архитектура соборов Норвегии конца XI — середины XIV вв. является уникальной страницей в истории всемирной архитектуры. Обширный корпус исследований, посвященный норвежским соборам этого времени, редко рассматривает их как единое явление. Эта статья является первой работой, ставящей целью анализ архитектуры и изучение региональных особенностей каменных соборов Норвегии конца XI — середины XIV вв. В статье впервые делается попытка тщательного анализа и сравнения соборов юго-восточной Норвегии с памятниками так называемой «школы Хирсау». В круг исследуемых памятников вошли пять кафедральных соборов норвежских епархий — св. Олава в Тронхейме, Христа в Бергене, св. Свитуна в Ставангере, св. Халльварда в Осло и Христа в Хамаре. На примере этих ключевых памятников каменного зодчества Норвегии соборов рассматривается развитие идей средневековой строительной практики. Осуществить данное исследование позволяет комплексное рассмотрение каждого памятника, в который входят изучение его технических и планировочных параметров, исторического контекста, а также сравнительный анализ с постройками различных европейских архитектурных школ. Соборы средневековой Норвегии выступают в качестве оригинальной линии развития английскойи немецкой (преимущественно ломбардской) средневековой архитектуры. Кроме того, правомерно говорить о специфике норвежского зодчества. При общей ориентации на иностранные модели норвежские соборы не являются точной копией какой-либо европейской культовой постройки. Приглашенные мастера, за плечами которых был огромный опыт возведения каменных соборов, попадали в условия, созданные предпочтениями заказчиков, местными особенностями климата и самобытностью национальной культуры. Неповторимость архитектуры каждого храма доказывает, что зодчество соборов Норвегии является оригинальным явлением в истории европейского зодчества.

 

Keywords
Reference Чемезова К. Е. Каменное соборное зодчество Норвегии конца XI — середины XIV века: региональные особенности и общеевропейский контекст // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 345–356. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-3-34
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Abrahamsen H. Building in Norway. An Architectural Outline. Oslo, The Royal Norwegian ministry of foreign affairs, office of cultural relations Publ., 1959. 94 p.
  • 2. Benum E.; Helle K.; Langholm S. Oslo bys Historie. Oslo, Cappelen Publ., 1991. 512 p. (in Norwegian).
  • 3. Bugge A. Omkring ”Syndebukken” i Stavanger Domkirke. Corolla Archeologica in Honorem C. A. Nordman. Helsinki, Helsingfors Publ., 1952, pp. 176–187 (in Norwegian).
  • 4. Ekroll Ø. Nidaros Cathedral and the Archbishop’s Palace. Trondheim, Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders Forlag Publ., 1997. 82 p.
  • 5. Ekroll Ø. Nidaros Cathedral. Trondheim, Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders Publ., 2009. 64 p.
  • 6. Ekroll Ø. The Octagonal Shrine Chapel of St. Olav at Nidaros Cathedral: An Investigation of Its Fabric, Architecture and International Context (Doctoral Thesis at NTNU). Trondheim, 2015. 383 р.
  • 7. Fischer G. Domkirken i Stavanger. Kirkebygget i middelalderen. Oslo, Dreyer Publ., 1964. 87 p. (in Norwegian).
  • 8. Gurevich A. Ia. (ed.). Istoriia Norvegii (A History of Norway). Moscow, Nauka Publ., 1980. 710 p. (in Russian).
  • 9. Hohler C. Remarks on the Early Cathedral of Stavanger and Related Buildings. Årbok Universitetets Oldsakssamling, 1963–1964, pp. 7–52.
  • 10. Hohler C. The Cathedral of St. Swithun at Stavanger in the Twelfth Century. Journal of the British Archaeological Association, 1964, no. 27, pp. 92–118.
  • 11. Hohler E. B. The Capitals of Urnes Church and Their Background. Acta Archaeologica, 1975, vol. 46. 77 p.
  • 12. Kalvi G. Norwegian Architecture, Past and Present. Oslo, Dreyer Publ., 1958, pp. 34–49.
  • 13. Lidén H.-E. Domkirken i Bergen og Utviklingen av de Norske Domkirtypene i 1000–1100 Årene. Bjørgvin Bispestol. Byen og Bispedømmet. Bergen; Oslo; Tromsø, Universitetsforlaget Publ., 1970, pp. 11–40 (in Norwegian).
  • 14. Lidén H.-E. Middelalderens Steinarkitektur i Norge. Norges Kunsthistorie. Høymiddelalder og Hansa-tid, vol. 2. Oslo, Gyldendal Publ., 1981, pp. 7–125 (in Norwegian).
  • 15. McAleer J. P. Romanesque England and the Development of the Façade Harmonique. Gesta, 1984, vol. 23, no 2, pp. 87–105.
  • 16. Minutoli A. von. Der Dom zu Drontheim und die Mittelalterliche Christliche Baukunst der Scandinavischen Normannen. Berlin, Dietrich Reimer Publ., 1853. 70 p. (in German).
  • 17. Racz I. Medieval Norwegian Art. Oslo, Cappelen Publ., 1970. 225 p.
  • 18. Sarkisian A. G. The German Architecture. Vseobshhaia istoriia arhitektury. Arhitektura Zapadnoi Evropy. Srednie veka. Tom IV (General History of Architecture. Architecture of the Western Europe. Middle Ages, vol. 4). Leningrad; Moscow, Izdatel’stvo literatury po stroitel’stvu Publ., 1964, pp. 205–224 (in Russian).
  • 19. Sæther T. Domkirkeruinen som Historisk Kilde. Fra Kaupang og Bygd. Hedmarksmuseet og Domkirkeodden Årbok, 1995, pp. 71–90 (in Norwegian).
  • 20. Sæther T. Hamar Domkirke: En Byggeplass i 430 år. Fra Kaupang og Bygd. Hedmarksmuseet og Domkirkeodden Årbok, 1997–1998, pp. 55–76 (in Norwegian).
  • 21. Taylor J.; Taylor H. Herringbone Masonry as a Criterion of Date. Journal of the British Archaeological Association, 1964, vol. 27, pp. 4–13.
  • 22. Toman R. Gotik. Architektur. Skulptur. Malerei. Köln, Könemann Publ., 2000. 521 p. (in German).