Title | Каменное соборное зодчество Норвегии конца XI — середины XIV века: региональные особенности и общеевропейский контекст | ||||||||
Author | Чемезова К. Е. | ksuisk@mail.ru | |||||||
About author | Чемезова Ксения Евгеньевна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 1999034. | ||||||||
In the section | Западноевропейское искусство Средневековья | DOI | 10.18688/aa177-3-34 | ||||||
Year | 2017 | Volume | 7 | Pages | 345–356 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 726.5;726.59;726.6 | Index BBK | 85.113(0)4 | ||||
Abstract |
Каменная архитектура соборов Норвегии конца XI — середины XIV вв. является уникальной страницей в истории всемирной архитектуры. Обширный корпус исследований, посвященный норвежским соборам этого времени, редко рассматривает их как единое явление. Эта статья является первой работой, ставящей целью анализ архитектуры и изучение региональных особенностей каменных соборов Норвегии конца XI — середины XIV вв. В статье впервые делается попытка тщательного анализа и сравнения соборов юго-восточной Норвегии с памятниками так называемой «школы Хирсау». В круг исследуемых памятников вошли пять кафедральных соборов норвежских епархий — св. Олава в Тронхейме, Христа в Бергене, св. Свитуна в Ставангере, св. Халльварда в Осло и Христа в Хамаре. На примере этих ключевых памятников каменного зодчества Норвегии соборов рассматривается развитие идей средневековой строительной практики. Осуществить данное исследование позволяет комплексное рассмотрение каждого памятника, в который входят изучение его технических и планировочных параметров, исторического контекста, а также сравнительный анализ с постройками различных европейских архитектурных школ. Соборы средневековой Норвегии выступают в качестве оригинальной линии развития английскойи немецкой (преимущественно ломбардской) средневековой архитектуры. Кроме того, правомерно говорить о специфике норвежского зодчества. При общей ориентации на иностранные модели норвежские соборы не являются точной копией какой-либо европейской культовой постройки. Приглашенные мастера, за плечами которых был огромный опыт возведения каменных соборов, попадали в условия, созданные предпочтениями заказчиков, местными особенностями климата и самобытностью национальной культуры. Неповторимость архитектуры каждого храма доказывает, что зодчество соборов Норвегии является оригинальным явлением в истории европейского зодчества.
|
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Чемезова К. Е. Каменное соборное зодчество Норвегии конца XI — середины XIV века: региональные особенности и общеевропейский контекст // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 345–356. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-3-34 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | english | |||||||
Bibliography |
|