Title | Икона «Преображение» из собора Соловецкого монастыря. Особенности и интерпретация иконографической программы | ||||||||
Author | Самойлова Т. Е. | tsamol@mail.ru | |||||||
About author | Самойлова Татьяна Евгеньевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., д. 10, Москва, Российская Федерация, 119017. | ||||||||
In the section | Древнерусское искусство | DOI | 10.18688/aa177-4-43 | ||||||
Year | 2017 | Volume | 7 | Pages | 435–443 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 75.033.2.94.(47);043.246.3 | Index BBK | 85.103(2=411.2)4 | ||||
Abstract |
Икона «Преображение» из Музеев Кремля является храмовым образом собора Соловецкого монастыря. Икона была создана не ранее 1558 г. новгородскими мастерами, испытавшими влияние московской школы иконописи. Классическая иконография «Преображения» в соловецком образе усложнена четырьмя мотивами. Первый — это изображение пророков, несомых к горе Фавор ангелами. Второй — восходящие и нисходящие с Фавора апостолы во главе с Иисусом. Третий — притча о молодом и старом вине. Четвертый — встреча иудейского народа со Христом. Два последних эпизода являются абсолютной иконографической новацией. Содержание программы иконы помогает уяснить «Слово на Преображение» Ефрема Сирина. Глубина и изощренность, с которой через образы выражены главные идеи текста, свидетельствуют о причастности к разработке программы человека, наделенного и незаурядным мышлением богослова, и образным художественным мышлением. Программа иконы «Преображение» из Соловецкого монастыря — выразительный и яркий штрих к портрету святого митрополита Филиппа, который в период строительства собора и создания его храмовой иконы был игуменом северной обители. Филипп,выдающийся представитель интеллектуальной элиты своей эпохи, в созданной им программе храмовой иконы предстает перед нами как апологет Ветхозаветной мудрости, питающей Церковь наравне с Евангелием.
|
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Самойлова Т. Е. Икона «Преображение» из собора Соловецкого монастыря. Особенности и интерпретация иконографической программы // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 435–443. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-4-43 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|