Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-7-63
Title Феноменологическая теория и новый взгляд на непрерывность в архитектуре
Author email tourek@gmail.com
About author Тоурек, Иржи — Ph. D., доцент. Карлов университет, У Кржице, 8, Прага 5, Чехия, 158 00.
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa177-7-63
Year 2017 Volume 7 Pages 620625
Type of article RAR Index UDK 7.01 Index BBK 85.110
Abstract

 Во второй половине XX в. свершился постепенный, но глубокий перелом в отношении архитекторов к истории архитектуры. Старое поколение, работавшее в послевоенные годы (в числе прочих и Мис ван дер Рое), по-прежнему игнорировало ее. Это отношение радикально изменило новое поколение. Главная роль принадлежала архитекторам, которые позже проявят себя как представители постмодернизма. Все это хорошо известно. Меньше внимания было уделено значению феноменологии в качестве теоретической основы, подготовившей такой пересмотр позиций.

Цель настоящей статьи — продемонстрировать на примере теории Норберга-Шульца трансформацию интереса к истории архитектуры и новое понимание непрерывности в архитектуре.То, что традиционно считается достижением, — формирование новой связи с архитектурой предшествующих периодов, создание архитектурной среды, вновь открытая возможность обрести вдохновение в истории, традиции, непрерывность, которая может осуществляться без непременного соскальзывания в различные «историзмы», — имеет и обратную сторону. Она выражается прежде всего в чрезмерной озабоченности вопросами истории, одержимости идеей соблюдения status quo архитектурного окружения, тотальной консервации, которые можно наблюдать в разных сферах западной цивилизации.Таким образом, статья посвящена рассмотрению вопроса об амбивалентности наследия в его взаимосвязи с историей в некоторых феноменологических теориях архитектуры.

 

Keywords
Reference Тоурек И. Феноменологическая теория и новый взгляд на непрерывность в архитектуре // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 620–625. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-7-63
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Bečková K. Zachraňme Libeňský most…, podruhé. Věstník Klubu za starou Prahu, 2015, 3, pp. 13–16 (in Czech).
  • 2. Kiesling N. Pavel Janák. Praha, Arbor Vitae Publ., 2011. 319 p.
  • 3. Koolhaas R. Preservation is Overtaking Us. New York, GSAPP Publ., 2014. 104 p.
  • 4. Libeňský most Nebourat, Nerozšiřovat. Available at: https://cs-cz.facebook.com/libenskymost/ (accessed 30 January 2017).
  • 5. Norberg-Schulz Ch. Existence, Space and Architecture. London, Studio Vista Limited Publ., 1971. 120 p.
  • 6. Norberg-Schulz Ch. Genius Loci. Towards a Phenomenology of Architecture. New York, Rizzoli Publ., 1980. 213 p.
  • 7. Norberg-Schulz Ch. Intentions in Architecture. Cambridge, Massachusetts, MIT Press Publ., 1965. 242 p.
  • 8. Norberg-Schulz Ch. The Concept of Dwelling. New York, Electa/Rizzoli Publ., 1985. 140 p.
  • 9. Norberg-Schulz Ch. Meaning in Western Architecture. London, Studio Vista Publ., 1976. 236 p.
  • 10. Otero-Pailos J. Architectural Phenomenology and the Rise of the Postmodern. The SAGE Handbook of Architectural Theory. London, SAGE Publ., 2012, pp. 136–151.
  • 11. Otero-Pailos J. Photo[historio]graphy. Christian Norberg-Schulz’s Demotion of Textual History. An Eye for Place. Christian Norberg-Schulz: Architect, Historian and Editor. Oslo, Akademiks Publ., 2009, pp. 62–94.
  • 12. Venturi R. Complexity and Contradiction in Architecture. New York, MoMa Publ., 1966. 136 p.