Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-55
Title Какой Доменико? Решение загадки великолепного венецианского портрета 1512 года из собрания Государственного Эрмитажа
Author email giovanna.perini@uniurb.it
About author Перини Фолезани, Джованна — профессор. Урбинский университет имени Карло Бо, Палаццо Албани, ул. Браманте, 17, Урбино, Италия, 61029.
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa177-5-55
Year 2017 Volume 7 Pages 542554
Type of article RAR Index UDK 75.041.5 Index BBK 85.103(4)5
Abstract

 Превосходный портрет из собрания Государственного Эрмитажа, датируемый 1512 г. и приписываемый Доменико Каприоло (1494–1528), остается неразгаданной загадкой. Представленную на парапете бронзовую медаль с изображением косули (ит. capriolo) и надписью по краю «MDXII —Dominicus — A. XXV» ошибочно принимают за подпись и соотносят с художником, полагая, что это автопортрет, даже несмотря на то, что в 1512 г. Каприоло из Тревизо было 18 лет, а не 25. Не говоря уже о том, что моделью, очевидно, был дворянин, а художник дворянином не был. Еще менее вероятной эта атрибуция выглядит, если принять во внимание стиль, художественное качество и иконографию документированных произведений Каприоло, не отличающихся выдающимися художественными качествами. Следовательно, надпись следует соотносить не с художником, но с моделью (косуля может быть частью герба или личной эмблемой: например, в Венеции с конца XIV в. косуля была эмблемой различных представителей семейства Контарини). Наравне с лишенной головы и рук античной статуей Венеры Пудики (Venus Pudica) на заднем плане, очевидно из коллекции изображенного человека, медаль дает ключ к определению его личности. Другая подсказка, указывающая, что речь идет о Венецианской области, — церковь эпохи кватроченто, вид на которую открывается из импозантной аркады коринфского ордера, явно демонстрирующей, что изображенный был владельцем патрицианского дворца. В XVII в.эта картина находилась в знаменитой коллекции Музелли в Вероне как работа Джорджоне (умер в 1510 г.) — в Северной Италии портрет копировали до 1587 г., а возможно, и позже. Эта ранняя атрибуция неверна, но она по крайней мере закрепляет факт признания высокого художественного достоинства портрета. Своеобразная поза модели была тут же заимствована Тицианом, и даже Рафаэлем для ряда портретов, которые были написаны в 1513–1520 гг. Через них такую позу переняли французские и нидерландские портретисты XVII в., что подтверждают «Автопортрет» (1683) Ш. Лебрена из Уффиции «Автопортрет» (1640) Рембрандта из Национальной галереи в Лондоне. С другой стороны, композиция обнаруживает связь с современными портретами XVI в., исполненными в Центральной Италии. Если все вышесказанное верно, то портрет можно атрибутировать кому-либо из блестящих венецианских художников, превосходящему Бартоломео Венето, Якопо Пальму Старшего, Марко Базаити,Джованни Кариани, Бернардино Личинио (а также ломбардских мастеров, например, Альтобелло Мелоне или Пьяцца) и др., но при этом знакомому с их творческими поисками. Хотя этому художнику близки художественные установки Джорджоне и Пальмы, он не чужд и флорентийских идей. Костюм модели близок к тому, что можно видеть на молодом человеке с портрета на фоне озера Изео в Ломбардии (из Филадельфии), причем этот портрет — также веронского происхождения, и это предполагает, что оба героя представлены в колете цветов аристократической семьи Каприоло из Брешии (не связанной с художником-однофамильцем из Тревизо). Их вотчины выходили на вышеупомянутое озеро и включали деревню Каприоло (отсюда — фамилия). Возможно, портрет написал кто-либо из брешианских мастеров (подобных Савольдо), чье творчество 1510-х годов мало документировано и до сих пор мало известно, и кто жил в юности во Флоренции. Тот факт, что этот портрет был сделан после кровавой осады Брешии (февраль 1512 г.), вполне можно объяснить возвращением художника домой, чтобы проведать семью и собственность, как это делали многие другие изгнанники.

Keywords
Reference Перини Фолезани, Джованна Какой Доменико? Решение загадки великолепного венецианского портрета 1512 года из собрания Государственного Эрмитажа // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 542–554. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-55
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Albertini A. Brescia città romana — Iscrizioni. Brescia romana — Materiali per un museo, 1. B. Passamani (ed.). Brescia, Grafo Publ., 1979, pp. 151–179 (in Italian).
  • 2. Averoldi G. A. Le scelte pitture di Brescia additate al Forestiere. Brescia, Rizzardi Publ., 1700. 300 p. (in Italian).
  • 3. Baetjer K. European Paintings in the Metropolitan Museum of Art by Artists Born in or before 1865. New York, The Metropolitan Museum of Art Publ., 1980. 528 p.
  • 4. Bauce F. Crescita e declino economico in una città di Antico Regime — Il caso di Brescia tra la fine del Quattrocento e la seconda metà del Cinquecento. Ph. D. thesis. Verona, University of Verona, 2009, supervisors Profs M. Pegrari and E. Demo. 684 p. (in Italian).
  • 5. Beltramini G.; Gasparotto D.; Tura A. Pietro Bembo e l’invenzione del Rinascimento. Venice, Marsilio Publ., 2013. 440 p. (in Italian).
  • 6. Berenson B. Catalogue of a Collection of Paintings and Some Art Objects — Italian Paintings. Philadelphia, John G. Johnson Publ., 1913. 466 p.
  • 7. Bertucci T. Almanacco Nobiliare Italiano — Edizione aggiornata delle Casate Nobili d’Italia, pubblicata in occasione del Centenario dell’Unità d’Italia, 1861–1961. Milan, Edizioni Dora Publ., 1961. 356 p. (in Italian).
  • 8. Bisogni F. Piccinelli Andrea detto il Brescianino in La pittura in Italia — Il Cinquecento, 2. Milan, Electa Publ., 1988, p. 804 (in Italian).
  • 9. Bober P. P.; Rubinstein R. O. Renaissance Artists and Antique Sculpture, A Handbook of Sources. London; Oxford, Harvey Miller — Oxford University Press Publ., 1986. 522 p.
  • 10. Boschetto A. Giovan Gerolamo Savoldo. Milan, Bramante Publ., 1963. 246 p. (in Italian).
  • 11. Boschi R.; Stradiotti A. Le rovine romane nella città medievale — Il Palazzo Maggi-Gambara nell’area del teatro romano di Brescia. Brescia romana — Materiali per un museo, 2. Brescia, Grafo Publ., 1979, pp. 69–97 (in Italian).
  • 12. Bossaglia R. La pittura bresciana del Cinquecento: i maggiori e i loro scolari. Storia di Brescia. Brescia, Morcelliana/ Fondazione Treccani degli Alfieri Publ., 1963–1964, pp. 1011–1101(in Italian).
  • 13. Bridgeman J. I santi “gagliardi cavalieri — Vesti e armature nell’iconografia dei Santi Faustino e Giovita del Moretto. Ferramola e Moretto. Le ante d’organo del Duomo Vecchio di Brescia restaurate. M. Capella; I. Gianfranchi; E. Lucchesi Ragni (eds.). Brescia, Grafo Publ., 2004, pp. 65–67 (in Italian).
  • 14. Brognoli P. Nuova guida per la città di Brescia. Brescia, Nicoli Cristiani Publ., 1826. 349 p. (in Italian).
  • 15. Campori G. Raccolta di cataloghi ed inventari inediti di quadri, statue, disegni, bronzi dorerie, smalti, medaglie, avori ecc. dal secolo XV al secolo XIX. Modena, Vincenzi Publ., 1870. 712 p. (in Italian).
  • 16. Cappelli A. Cronologia, cronografia e calendario perpetuo daò principio dell’era cristiana ai nostri giorni. Milan, Hoepli Publ., 1978. 696 p. (in Italian).
  • 17. Capriolo E. Chronica de Rebus Brixianorum ad Senatum Populumque Brixianum. Brescia s. d. [1505], 74 fols (= 148 p.) (in Latin).
  • 18. Chizzola L.; [Carboni G. B.]. Le pitture e sculture di Brescia che sono esposte al pubblico. Brescia, Bossini Publ., 1760. 196 p. (in Italian).
  • 19. Cozzando L. Libreria bresciana. Brescia, Rizzardi Publ., 1685. 338 p. (in Italian).
  • 20. Dalla Pergola P. Galleria Borghese — I dipinti, 2 vols. Rome, Istituto Poligrafico dello Stato Publ., 1955–1959. (in Italian).
  • 21. Di Cosmo L.; Fatticcioni L. Le regole della bellezza — Saperi antiquari e teorie dell’arte nei “Segmenta Nobilium Signorum et Statuarum” di François Perrier. Naples, La Stanza delle Scritture Publ., 2012. 671 p. (in Italian and Latin).
  • 22. Di Crollalanza G. B. Dizionario storico-blasonico delle famiglie nobili e notabili italiane estinte e fiorenti, 3 vols. Fermo, presso il Giornale Araldico Publ., 1886–1890 (in Italian).
  • 23. Dizionario Biografico degli Italiani, 85 vols., in progress. Rome, Istituto della Enciclopedia Italiana Publ., 1960 (in Italian).
  • 24. Doneda C. Notizie istoriche del Monastero di Santa Croce di Brescia. Brescia, Bossini Publ., 1764. 212 p. (in Italian and Latin).
  • 25. Dossi D. I quadri già Muselli all’Ermitage: precisazioni su alcune provenienze. Verona Illustrata, 2013, vol. 26, pp. 49–66 (in Italian).
  • 26. Dossi D. La collezione Muselli di Verona — La quadreria negli anni Ottanta del Seicento. Studi di storia dell’arte, 2014, vol. 25, pp. 187–198 (in Italian).
  • 27. Ebert-Schifferer S. Il Savoldo e il Nord. Un processo di appropriazione. Giovan Gerolamo Savoldo tra Foppa, Giorgione e Caravaggio. B. Passamani (ed.). Milan, Electa Publ., 1990, pp. 71–77 (in Italian).
  • 28. Facchinetti S.; Galansino A. In the Age of Giorgione. London, Royal Academy of Arts Publ., 2016, entries nn. 1–15, pp. 36–69.
  • 29. Favaretto I. Arte antica e cultura antiquaria nelle collezioni venete al tempo della Serenissima. Rome, l’Erma di Bretschneider Publ., 1990. 414 p. (in Italian).
  • 30. Ferraro J. M. Family and Public Life in Brescia, 1580–1650. The Foundations of Power in the Venetian State. Cambridge, Cambridge University Press, 2003. 258 p.
  • 31. Fomicheva T. D. The Hermitage — Catalogue of Western European Painting, Venetian Painting Fourteenth to Eighteenth Centuries. Florence; Moscow, Giunti and Iskusstvo Publ., 1992. 406 p.
  • 32. Frangi F. Savoldo — Catalogo completo. Florence, Cantini Publ., 1992. 159 p. (in Italian).
  • 33. Frangi F. Savoldo, Giovan Girolamo. La pittura in Italia — Il Cinquecento, vol. 2. G. Briganti (ed.). Milan, Electa Publ., 1988, pp. 833–834 (in Italian).
  • 34. Frati V.; Massa R.; Piovanelli G.; Robecchi F. Brescia. Bari, Laterza Publ., 1989. 232 p. (in Italian).
  • 35. Frati V.; Gianfranceschi I.; Bonali Fiquet F.; Perini Bianchi I.; Robecchi F.; Zilioli Faden R. Il sacco di Brescia, 3 vols. Brescia, Grafo Publ., 1990. (in Italian).
  • 36. Garas K. Giorgione et giorgionisme au XVIIe siècle — III. Bulletin du Musés Hongrois des Beaux Arts, 1966, vol. 28, pp. 69–93 (in French).
  • 37. Garzetti A. Le iscrizioni romane di Brescia. Brescia romana — Materiali per un museo, 1. B. Passamani (ed.). Brescia, Grafo Publ., 1979, pp. 181–189 (in Italian).
  • 38. Gilbert C. E. Giovanni Girolamo Savoldo. The Genius of Venice, 1500–1600. J. Martineau; C. Hope (eds.). London, Royal Academy of Arts — Weidenfeld and Nicolson Publ., 1983, pp. 202–206.
  • 39. Gilbert C. E. Savoldo cortese. Giovan Gerolamo Savoldo tra Foppa, Giorgione e Caravaggio. B. Passamani (ed.). Milan, Electa Publ., 1990, pp. 38–47 (in Italian).
  • 40. Haskell F.; Penny N. Taste and the Antique. New Haven; London, Yale University Press, 1981. 376 p.
  • 41. Jones R.; Penny N. Raphael. New Haven; London, Yale University Press, 1983. 256 p.
  • 42. Kultzen R.; Eikemeier P. (eds.). Bayerische Staatsgemäldesammlungen Alte Pinakothek, München — Gemäldekataloge — Venezianische Gemälde des 15. Und 16. Jahrhunderts. München, Bayerische Staatsgemäldesammlungen Publ., 1971, pp. 208–209 (in German).
  • 43. Kustodieva T. Museo Statale Ermitage — La pittura italiana dal XIII al XVI secolo. Milan, Skira Publ., 2011. 268 p. (in Italian).
  • 44. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Zürich; Düsseldorf, Artemis Publ. (in various European languages, mostly Italian, German and French).
  • 45. Litta P. Famiglie celebri italiane, 12 vols. Milan, Giusti Publ., 1819. (in Italian).
  • 46. Mannucci S. Nobiliario e blasonario del Regno d’Italia, 5 vols. Rome, Collegio Araldico, s. d. (in Italian).
  • 47. Marceau H. John G. Johnson Collection, Catalogue of Paintings. Philadelphia, s.n.t., 1941. 73 p.
  • 48. Marceau H. John G. Johnson Collection, Catalogue of Italian Paintings. Philadelphia, s.n.t., 1966. 247 p.
  • 49. Mariacher G. Palma il Vecchio. Milan, Bramante Publ., 1968. 248 p. (in Italian).
  • 50. Meijer B. W. Fiamminghi nella Serenissima nel primo Cinquecento. Giovan Gerolamo Savoldo tra Foppa, Giorgione e Caravaggio. B. Passamani (ed.). Milan, Electa Publ., 1990, pp. 78–86 (in Italian).
  • 51. Michiel M. A. Notizie d’opere del disegno, ed. by T. Frimmel (1896). Florence, Edifir Publ., 2000. 64 p. (in Italian).
  • 52. Morassi A. Catalogo delle cose d’arte e d’antichità d’Italia — Brescia. Rome, La Libreria dello Stato Publ., 1939. 549 p. (in Italian).
  • 53. Morato F. P. Del significato de’ colori e de’ mazzoli. Mantua, Osanna Publ., 1581. 84 p. (in Italian).
  • 54. Morelli J.; Frizzoni G. Notizia di opere di disegno. Bologna, Zanichelli Publ., 1884. 266 p. (in Italian).
  • 55. Moreno P.; Stefani C. Galleria Borghese. Milan, Touring Club Italiano Publ., 2000. 415 p. (in Italian).
  • 56. Nova A. La pittura nei territori di Bergamo e Brescia nel Cinquecento. La pittura in Italia — Il Cinquecento. G. Briganti (ed.). Milan, Electa Publ., 1988, I, pp. 105–124 (in Italian).
  • 57. Pagnotta L. Bartolomeo Veneto. L’opera completa. Florence, Centro Di Publ., 1997. 360 p. (in Italian).
  • 58. Panazza G. (ed.). Giovanni Gerolamo Savoldo pittore bresciano. Brescia, Ed. del Moretto-Ateneo di Brescia Publ., 1985. 192 p. (in Italian).
  • 59. Passamani B. La coscienza della romanità e gli studi antiquari tra Umanesimo e Neoclassicismo. B. Passamani (ed.) Brescia romana — Materiali per un museo, 2. Brescia, Grafo Publ., 1979, pp. 5–49 (in Italian).
  • 60. Passamani B. (ed.). Giovan Gerolamo Savoldo tra Foppa, Giorgione e Caravaggio. Milan, Electa Publ., 1990. 356 p. (in Italian).
  • 61. Periti G. In the Courts of Religious Ladies. Art, Vision and Pleasure in Italian Renaissance Convents. New Haven; London, Yale University Press, 2015. 294 p.
  • 62. Peroni A.; Vicini D.; Nepoti S. Pavia — Pinacoteca Malaspina. Pavia, Comune di Pavia Publ., 1981. 252 p. (in Italian).
  • 63. Peroni V. Biblioteca bresciana. Opera postuma, 3 vols. Brescia, Bettoni Publ., 1818 (in Italian).
  • 64. Piazza F. Quattro secoli di collezionismo a Brescia. Moretto, Savoldo, Romanino, Ceruti — Cento capolavori dalle collezioni bresciane. D. Dotti (ed.). Cinisello Balsamo, Silvana Editoriale Publ., 2014, pp. 30–41 (in Italian).
  • 65. Pignatti T. Giorgione — L’opera completa. Milan, Alfieri-Electa Publ., 1978. 356 p. (in Italian).
  • 66. Pope-Hennessy J. The Robert Lehman Collection — Italian Painting. Princeton, Princeton University Press, 1987. 331 p.
  • 67. Reinach S. Répertoire de la statuaire grecque et romaine, 6 vols. Paris, Leroux Publ., 1897–1930 (in French).
  • 68. Reinach S. L’Album de Pierre Jacques Sculpteur de Reims dessiné à Rome de 1572 à 1577. Paris, Leroux Publ., 1902. 147 p.; 99 pls. (in French).
  • 69. Ricordi di architettura raccolti, autografati e pubblicati da una società di architetti fiorentini. 1880, vol. 3, fasc. XII, pl. V (in Italian).
  • 70. Ridolfi C. Le maraviglie dell’arte, ovvero le vite degli illustri pittori veneti e dello Stato (1914–1924), 2 vols. D. von Hadeln (ed.). Rome, Società Multigrafica editrice Publ., 1965. (in Italian and German).
  • 71. Rosenberg P. Pittura francese nelle collezioni pubbliche fiorentine. Florence, Centro Di Publ., 1977. 296 p. (in Italian).
  • 72. Rossi O. Le memorie bresciane. Brescia, Fontana Publ., 1616. 347 p. (in Italian).
  • 73. Rossi O. Elogi historici di Bresciani illustri — Teatro. Brescia, Fontana Publ., 1620. 519 p. (in Italian).
  • 74. Rossi O. Le memorie bresciane, opera historica e simbolica. F. Vinaccesi (ed.). Brescia, Gromi Publ., 1693. 338 p. (in Italian).
  • 75. Rylands Ph. Palma il Vecchio. L’opera completa. Milan, Mondadori Publ., 1988. 336 p. (in Italian).
  • 76. Sala A. Pitture ed altri oggetti di Belle Arti di Brescia. Brescia, Cavalieri Publ., 1834. 178 pp. (in Italian).
  • 77. SAUR Allgemeines Künstlerlexikon. Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Munich; Leipzig, 1983 (in progress).
  • 78. Schullern-Schrattenhofen E. von. La nobile famiglia Caprioli di Brescia. Rivista Araldica, 1928, vol. 26, pp. 3–8 (in Italian).
  • 79. Sicillo Araldo. Trattato dei colori nell’arme, nelle livree e nelle divise. Venezia, Spineda Publ., 1606. 22 fols.; 44 p. (in Italian).
  • 80. Signaroli S. La leggenda nel Rinascimento: il manoscritto Cicogna 1140. La leggenda di Carlo Magno nel cuore delle Alpi. Ricerca storica e turismo culturale. G. Azzoni (ed.). Cinisello Balsamo, Silvana Editoriale Publ., 2012, pp. 53–57 (in Italian).
  • 81. Signaroli S. Brescia, Venezia, Leida. I Chronica di Elia Capriolo nella Respublica Literaria dell’Europa moderna. Italia medievale e umanistica, 2008, vol. 49, pp. 287–329 (in Italian).
  • 82. Slatkes L. J. Rembrandt — Catalogo completo. Florence, Cantini Publ., 1992. 495 p. (in Italian).
  • 83. Spahn A. Palma Vecchio. Leipzig, Hiersemann Publ., 1932. 222 p. (in German).
  • 84. Spini P. Delle historie bresciane. Brescia, Marchetti Publ., 1585. 344 p. (in Italian).
  • 85. Spreti V. Enciclopedia storico-nobiliare italiana — famiglie nobili e titolate viventi, 6+2 vols. Milan, Edizioni dell’Enciclopedia Storico-Nobiliare italiana Publ., 1928–1936; Appendice. Milan, Stirpe Publ., 1935 (in Italian).
  • 86. Storia di Brescia, II, La dominazione veneta (1426–1575). Brescia, Morcelliana/Fondazione Treccani degli Alfieri Publ., 1963–1964. 1124 p. (in Italian).
  • 87. Thieme F.; Becker U. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler, 37 vols. Leipzig, Seemann Publ., 1907–1947 (in German).
  • 88. Valseriati E. Tra Venezia e l’Impero — Dissenso e conflitto politico a Brescia nell’età di Carlo V. Milan, Franco Angeli Publ., 2016. 198 p. (in Italian).
  • 89. Venturi A. Storia dell’arte italiana — IX — La pittura del Cinquecento, III. Milan, Hoepli Publ., 1928. 1069 p. (in Italian).
  • 90. Venturi A. Storia dell’arte italiana — IX — La pittura del Cinquecento, V. Milan, Hoepli Publ., 1932. 939 p. (in Italian).
  • 91. Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Milan, Hoepli Publ., 1913. 403 p. (in Italian).
  • 92. Wilde J. Die Probleme um Domenico Mancini. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien, 1933, vol. 7, pp. 97–136 (in German).
  • 93. Zatti S. Musei Civici di Pavia — La Pinacoteca Malaspina. Milan, Skira Publ., 2011. 336 p. (in Italian).