Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-53
Title «Вознесение Девы Марии» Пьетро Перуджино из алтарной композиции для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции: метод работы мастерской и репутация живописца
Author email mashadunina@mail.ru
About author Дунина Мария Владимировна — аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa177-5-53
Year 2017 Volume 7 Pages 522531
Type of article RAR Index UDK 7.034(450.5/.6)4;7.022.82 Index BBK 85.103(4)
Abstract

«Вознесение Девы Марии», созданное Пьетро Перуджино в 1505–1507 гг. для большого двустороннего алтаря церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, стало, согласно Джорджо Вазари, причиной весьма болезненного эпизода в карьере мастера. Младшие коллеги Перуджино, флорентийские художники, заявили, что он использовал для этой композиции фигуры, которые уже встречались в других его работах. После этого случая художник не получил ни одного крупного заказа ни во Флоренции, ни в родной Перудже. Повторное использование картонов — творческий метод, заимствованный Перуджино у Вероккьо, прославивший его и успешно им применяемый в течение всей своей карьеры. Однако же флорентийская традиция повторного использования картонов в большинстве своем рассматривается только для установления факта копирования в отдельных группах памятников. В данном случае источником цитирования и копирования послужило «Вознесение» из церкви Сан-Пьетро в Перудже (1496–1499 гг., Музей изобразительных искусств, Лион), элементы которого также были использованы в других работах мастерской Перуджино. Для одной из самых важных церквей Флоренции применен сбалансированный подход, соединивший экономные методы с трудоемкими: введением новых фигур, характерными цветовыми переходами. Настоящая статья обращается к проблеме повторного воспроизведения композиций как метода обучения в ренессансной bottega конца XV в. Изучение качественных пластических изменений в процессе уточнения подготовительных картонов в мастерской Пьетро Перуджино позволит пролить свет на особенности работы ренессансных мастерских, а также задуматься о проблеме смены художественного вкуса на рубеже XV–XVI вв. 

Keywords
Reference Дунина М. В. «Вознесение Девы Марии» Пьетро Перуджино из алтарной композиции для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции: метод работы мастерской и репутация живописца // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 522–531. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-53
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Альфа-книга, 2008. — 1278 с.
  • 2. Гращенков В. Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения: Очерки истории, теории и практики. — М.: Искусство, 1963. — 427 с.
  • 3. Ames-Lewis F. The Draftsman Raphael. — New Haven: Yale University Press, 1986. — 164 p.
  • 4. Canuti F. Il Perugino. — Siena: La Diana, 1931. — Vol. 2. — 412 p.
  • 5. Cennini C. The Craftsman’s Handbook. — New York: Dover Publications, 1954. — 192 p.
  • 6. Coonin A. New Documents Concerning Perugino’s Workshop in Florence // BM. — 1999. — No. 141. — P. 100–104.
  • 7. Da Vinci L. Treatise on Painting. — London: George Bell and Sons, 1877. — 384 p.
  • 8. Dreyer P. A Forgotten Drawing by Perugino // BM. — 1997. — Vol. 139. — No. 1132. — P. 465–469.
  • 9. Fischel O. Raphael’s Auxiliary Cartoons // BM. — 1937. — No. 71. — P. 167–168.
  • 10. Fornasari L. Andrea del Verrocchio e le botteghe toscane: l’atelier del Rinascimento // Leonardo e d’intorna: il maestro, le botteghe, il territorio / Eds. L. Fornasari, C. Starnazzi. — Firenze: Pagliai Polistampa, 2001. — P. 11–90.
  • 11. Franklin D. Rosso in Italy: The Italian Career of Rosso Fiorentino. — New Haven: Yale University Press, 1994. — 336 p.
  • 12. Gaertringen R. H. von. Uso e riuso del cartone nell’opera del Perugino. L’arte fra vita contemlativa e produttivita // Pietro Vannucci detto il Perugino: Atti del Convegno Internazionale / Ed. L. Teza. — Perugia: Volumnia Editrice, 2004. — P. 335–351.
  • 13. Holmes M. Copying Practices and Marketing Strategies in a Fifteenth-Century Florentine Painter’s Workshop // The Politics of Influence: Artistic Exchange in Renaissance Italy / Ed. J. Stephen. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 38–74.
  • 14. Mancini F. F. Considerazioni sulla bottega umbra del Perugino // Pietro Vannucci detto il Perugino. Atti del Convegno Internazionale / Ed. Teza L. — Perugia: Volumnia Editrice, 2004. — P. 325–329.
  • 15. Marani P. C. Il problema della “bottega” di Leonardo: la “praticha” e la trassmissione delle idée di Leonardo sull’art e la pittura // I leonardeschi: L’eredità di Leonardo in Lombardia. — Milano: Skira, 1998. — P. 9–39.
  • 16. Nelson J. K. La disgrazia di Pietro: l’importanza della pala della Santissima Annunziata nella Vita del Perugino del Vasari // Pietro Vannucci detto il Perugino. Atti del Convegno Internazionale / Ed. L. Teza. — Perugia: Volumnia Editrice, 2004. — P. 65–75.
  • 17. O’Malley M. Quality, Demand, and the Pressures of Reputation: Rethinking Perugino // AB. — 2007. — Vol. 89. — No. 4. — P. 674–693.
  • 18. Perugino: Il divin pittore / Eds. V. Garibaldi, F. F. Mancini. — Milan: Sivana, 2004. — 637 p.
  • 19. Raphael: from Urbino to Rome / Ed. H. Chapman. — New Haven: Yale University Press, 2004. — 320 p.
  • 20. Rubin P. L. Giorgio Vasari: Art and History. — New Haven: Yale University Press, 1995 — 448 p.
  • 21. Rubin P. L., Wright A. Renaissance Florence: The Art of the 1470s. — London: National Gallery Publications, 1999. — 360 p.
  • 22. Scarpellini P. Perugino. — Milano: Federico Motta, 1984. — 335 p.
  • 23. The Age of Van Eyck: The Mediterranean World and Early Netherlandish Painting. 1430–1530 / Ed. T. H. Borchert. — Amsterdam: Ludion, 2002. — 280 p.
  • 24. Vanturini L. Modelli fortanati e produzione di serie // Maestri e botteghe / Eds. M. Gragori, A. Paolucci. — Firenze: Silvana, 1992. — P. 147–164.