Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-10-71
Title Выставка как результат многолетней исследовательской работы. О двух реализованных в 2017 году проектах в ГМЗ «Царицыно»: «Садовый спектакль» и «Братья Гроот: портретист и зверописец»
Author email tyukhmeneva@mail.ru
About author Тюхменева Екатерина Александрова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034.
In the section Критические обзоры и рецензии DOI 10.18688/aa177-10-71
Year 2017 Volume 7 Pages 694702
Type of article RAR Index UDK 7.091.8 Index BBK 85.103(2)5
Abstract

Статья посвящена двум крупным выставочным проектам, реализованным в ГМЗ «Царицыно» в 2017 г.: «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России» (18 апреля — 16 июля 2017 г.) и «Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе» (01 июня — 17 сентября 2017 г.). Обе темы — история пейзажного паркостроения и творчество художников, мигрирующих между разными европейскими державами, — давно разрабатываются в мировой и отечественной науке, однако впервые в России они получают освещение в масштабных выставочных проектах, по-своему стремящихся затронуть широкий круг связанных с данными темами вопросов. Выставка «Садовый спектакль…» представляет зрителю общую картину зарождения и дальнейшей эволюции пейзажного стиля в XVIII — первой половине XIX в.: его историю, типологию, художественный язык, а также отражение в литературе, искусстве и бытовой культуре. Выставка «Братья Гроот…» показывает в монографическом ключе творчество немецких художников, осевших при российском дворе в середине XVIII в. и внесших значительный вклад в развитие русского искусства того периода. Последний проект дополняет концепцию выставки «Георг Христоф Гроот и елизаветинское время», недавно прошедшей в Русском музее (2 декабря 2016 г. — 13 марта 2017 г.). Обе царицынские выставки — результат многолетней и увлеченной научно-исследовательской деятельности их кураторов Б. М. Соколова и Л. А. Маркиной — организованы на высоком профессиональном уровне, в том числе с использованием технических возможностей современной выставочной практики, и приподдержке многих российских музеев, библиотек, архивов и частных коллекционеров. Ряд экспонатов, представленных на этих выставках, редко или впервые демонстрируется широкой публике, другие —являются малодоступными московскому зрителю. К выставкам приурочены различные тематические мероприятия, рассчитанные как на специалистов, так и на массовую аудиторию, а также подготовлены обстоятельные каталоги. Оба выставочных проекта имеют огромное научное и культурное значение и,несомненно, способствуют выходу на новый уровень осмысления заявленной проблематики.

Keywords
Reference Тюхменева Е. А. Выставка как результат многолетней исследовательской работы. О двух реализованных в 2017 году проектах в ГМЗ «Царицыно»: «Садовый спектакль» и «Братья Гроот: портретист и зверописец» // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 694–702. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-10-71
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Братья Гроот: портретист и зверописец: Немецкие художники при российском дворе. — М.: Арт Волхонка, 2017. — 212 с.
  • 2. Георг Христоф Гроот и елизаветинское время. — СПб.: Palace Editions, 2016. — 132 с. — (Альманах. Вып. 487).
  • 3. Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова: Каталог выставки. — М.: In Artibus, 2017. — 770 c.
  • 4. Маркина Л. А. Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII в. — М.: Памятники исторической мысли, 1999. — 296 с.
  • 5. Пейзажный парк: От Просвещения к романтизму / Сост., науч. ред. и вступ. ст. Б. М. Соколова. — М.: Кучково поле, 2017. — 300 с.